В понедельник Иракская армия при поддержке курдского ополчения Пешмерга и сил международной антитеррористической коалиции продолжила наступление на город Мосул. По словам иракских военных, операция опережает поставленные сроки и продвижение в сторону города было "значительным".
На прошлой неделе части иракской армии уже вошли в восточные части Мосула и начали продвигаться к северным границам города.
Башига
В понедельник части курдского ополчения Пешмерга взяли город Башига в 15 километрах к востоку от Мосула, после того как целую неделю держали его в осаде. По словам курдского командования, в Башигу зашли около двух тысяч курдских солдат.
Пока курды атаковали силы исламистов, иракская армия вела уличные бои. В это же время с обеих сторон по Башиге работала тяжелая артиллерия. По словам подполковника курдских формирований Сафина Расула, пока в городе еще остаются около 100 бойцов "Исламского государства" и по меньшей мере 10 машин, начиненных взрывчаткой.
Смертники
Командование так называемого "ИГ" в последние дни немного сменило тактику. Вместо активного наступления боевики перешли к тактике использования машин, начиненных взрывчаткой. По словам иракского командования, в течении нескольких дней на восточном фронте были подорваны 100, а на южном - 140 машин, за рулем которых находились смертники.
Именно такое нападение было совершено на колонну курдских сил Пешмерга, которая продвигалась в сторону Башиги. Сила взрыва была настолько сильной, что клубы дыма были видны за 15 километрах от места происшествия.
В воскресенье такой же взрыв произошел в городе Тикрит. Смертник подорвал машину скорой помощи, начиненную взрывчаткой. По данным властей, погибли 13 человек. Полиция считает, что нападавший использовал машину медиков, чтобы без препятствий проехать через блокпосты.
Хаммам аль Алиль
Также Иракской армии удалось отбить у "Исламского государства" Хаммам аль Алиль, ключевой город на подступах к Мосулу. В городе проживает более 65 тысяч человек, он расположен в 5 километрах к юго-востоку. На кадрах видно, как иракские солдаты и полиция срывают флаг "Исламского государства" на подступах к городу.
Захват Хаммам аль Алиля приблизил иракскую армию на 10 километров к аэропорту городу Мосула.
Жители Хаммам аль Алиль встретили встретили иракских солдат ликованием. Корреспонденты сообщают об том, что некоторые бойцы наконец-то смогли увидеть своих родственников, которые до этого не могли выезжать из районов, контролируемых "ИГ".
По словам иракского командования, многие исламисты пытались сбежать из города, переплыв реку Тигр. Некоторые все же оказывали сопротивление и использовали жителей города в качестве живых "щитов". По данным ООН, исламисты похитили 1600 жителей Хаммам аль Алиля и перевезли их в другой иракский город, Таль Афар, который пока останется в руках "ИГ". Еще 150 семей были перевезены в Мосул.
Продвижение в южном и восточном направлении позволяет иракской армии и Пешмерге взять Мосул в окружение. Иракский спецназ вошел в пригороды Мосула несколько дней назад. Сейчас военные прочесывают захваченные районы в поисках боевиков: по некоторым оценкам, их остается около шести тысяч человек. Лидер группировки призвал своих сторонников стоять насмерть. Многие боевики укрылись в домах и перемещаются по городу, используя подземные туннели.
Беженцы
В это время сотни мирных жителей пытаются спастись от боевых действий и покидают район Самах в Восточном Мосуле. Мужчина, женщины, дети и старики несут самое необходимое и двигаются в сторону освобожденной деревни Коджалы. Здесь их ждут автобусы и машины, которые перевозят их в лагерь беженцев. Один из них сказал, что они убегают, чтобы избежать мести боевиков "ИГ".
"Не спрашивайте меня о боевых столкновениях. Они уничтожили мой дом, ничего не осталось, - говорит Айяд Амир. - Тяжелая артилерия работала. Мы столько выстрадали. Есть было нечего, даже кусочка хлеба не было".
В Мосуле находится журналист Юрий Мацарский. Незадолго до эфира Настоящее Время связался с ним по телефону и попросил рассказать о тех, кому удалось убежать из территорий контролируемых "Исламским государством".
"Женщина в годах в слезах бросается на первого же встреченного ей иракского военного. Она понимает, что выбралась с территории, где царит "ИГ": она падает на землю, целует сапоги этим ребятам. И благодарит бога за то, что она больше не находится там, где царит "ИГ", - описал Мацарский.
"Вчера у меня была очень тяжелая встреча: я несколько часов проговорил с девушкой-езидкой, которая попала в плен вместе со своим трехмесячным ребенком. Их схватили недалеко от Хинджара, это такая "столица" езидов недалеко от границы с Сирией, - рассказал журналист. - Она два с половиной года провела в плену у "ИГ", из них два года - в рабстве у иорданского боевика. Большинство женщин, которые попадают в рабство, становятся сексуальными рабынями. Их дети в лучшем случае остаются с матерями, а в худшем случае - мальчиков-подростков отправляют в лагеря, где обучают будущих боевиков "ИГ". И потом их отправляют воевать - либо вместо своих рабовладельцев, либо вместе с ними".
По данным Международной организации по миграции, с начала наступления на Мосул, вынужденными переселенцами стали более 31 тысячи человек.
Хазер, один из лагерей, куда направляют беженцев, находится к востоку от Мосула. Здесь сегодня находятся более 30 тысяч человек, и их число растет.
Совсем недалеко гремят снаряды, но женщины в лагере пытаются хоть как-то наладить быт. Они пекут хлеб из продуктов, которые раздают в лагере. Приближается зима, но люди не знают как долго им придется здесь оставаться.
"Наши дети голодными ходят, мы им хотя бы им хлеба испечем, - говорит одна из беженок в лагере. - Мы задыхаемся от дыма и пыли. Несколько моих детей все еще в находятся в Мосуле. Все, что мы хотим, - стабильности и безопасности. Уже становится холодно. Нам, конечно, раздали одеяла, но этого недостаточно".
ООН предупреждает, что, по мере того как бои за Мосул будут ужесточаться, город и его окраины могут покинуть более 100 тысяч человек.
Битва за Мосул стала самой крупной военной операцией в Ираке после свержения Саддама Хуссейна в 2003 году. Корреспонденты сообщают с мест, что обе стороны несут большие потери, и битва идет буквально за каждую улицу и квартал. Как для Иракской армии и курдов, так и для бойцов лояльных "ИГ", это - борьба за выживание.
КОММЕНТАРИИ