Ссылки

Новость часа

Хранитель заброшенных рельсов: поезда не ходят, но машинист продолжает обходить путь


Хранитель заброшенных рельсов: поезда не ходят, но машинист продолжает обходить путь
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:49 0:00

Когда-то Вячеслав Амосов работал машинистом на линии Валдай-Крестцы в Новгородской области. Поезда по ветке не ходят уже пять лет, денег на ремонт полотна тоже нет. Но Вячеслав регулярно обходит 58 км пути, надеясь, что однажды трасса снова оживет

Лес все больше обступает перегон Валдай-Крестцы. Между шпал прорастают елки. Но пока здесь еще можно провести путевую тележку.

Вячеслав Амосов раньше работал машинистом на этой самой железной дороге. Перегон "Валдай-Крестцы" в Новгородской области - это своеобразная энциклопедия железнодорожного транспорта. Мост через реку Холову был построен ровно 100 лет назад, а рельсы, которые лежат на трассе - еще старше. Внутри - так называемые "демидовские" 1898 года выпуска, а внешние отлили, судя по маркировке, в 1915-м году.

Поезда по этой трассе не ходят уже пять лет. Сначала, в 90-х годах, убрали пассажирские электрички. Потом стало меньше заказов на грузовые перевозки, а в 2011-ом году один из последних груженых тепловозов просто сошел с рельсов.

Денег на ремонт полотна в Новгородской области не нашли. Вячеслав потерял работу и превратился в хранителя этого пути. Он регулярно обходит пешком 58 километров умершей железной дороги и собирает свидетельства ушедшего столетия. Находки складывает в модерон - однорельсовую путевую тележку. Она тоже отсюда, с перегона.

"Очень удобная, удачная получилась находка. Я его сразу поставил на рельсы - нашел в кювете палку и поехал", рассказывает Вячеслав Амосов.

В такой коробе один человек может увезти более двухсот килограммов груза. Но Вячеслав говорит, что такая грузоподъемность уже не нужна: уникальных находок на дороге с каждым годом все меньше. На перегоне уже почти не встретишь уникальных керосиновых сигнальных фонарей и довоенных дорожных знаков. Часто нет и самих рельсов: их крадут и сдают на металлолом.

К счастью, расхитители еще не добрались до мостов. Их между Крестцами и Валдаем - четыре. Один из самых живописных - каменный на 33-м километре пути.

"Я лет десять, наверное, проездил по этому перегону и не представлял, как выглядит мост: не было возможности посмотреть, - рассказывает Вячеслав Амосов. - Когда проезжаешь в зимнюю лунную ночь - арки от моста светятся на фоне луны".

Чтобы увидеть переправу во всем великолепии, надо спуститься вниз, на сорок метров. На каждом камне моста - свой номер. Вячеслав предполагает, что сто лет назад этот мост сначала построили в другом месте, а потом уже собрали в Новгородской области над рекой Ярынья. Сегодня по нему ходят только охотники. Но Вячеслав говорит, что по этому и другим мостам на перегоне до сих пор можно проехать: постройки выдержат грузовой состав. Надо только постоянно держать низкую скорость - 15 километров в час.

За мостом можно увидеть старинный семафор. Он еще частично исправен. Других таких семафоров в Новгородской области, а может, и во всей России, уже не найти. Раньше знаки приводили в движение с помощью системы блоков и стальных тросов. Сегодня неисправные детали этого оборудования Амосов хранит у себя в гараже. Jн собрал целую коллекцию: жезловой аппарат, керосиновые сигнальные фонари, печати. Особая гордость - шпальные номерки. Их забивали в шпалы во время ремонта.

"Самый старый шпальный номерок - 39-го года. Это говорит о том, что шпала была заменена в 39-ом году после кустовой гнилости", - объясняет Вячеслав Амосов.

Свою коллекцию с умершей железной дороги Вячеслав хочет передать в местный краеведческий музей. Он уже ведет переговоры с администрацией и готов сам проводить экскурсии. Но, конечно, больше всего машинист мечтает, что перегон Валдай-Крестцы вернется к жизни. Если бы в регионе снова заработали локомотивы экономики, крупные предприятия по обработке древесины и карьеры, - по столетней железнодорожной нитке снова пошли бы поезда.

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG