Михаил – уроженец чеченского города Грозный. В Украину, по его словам, он попал, когда ему было 25 лет. До этого он 10 лет скитался по горам. Рассказывает: когда в 90-е годы в Чечне началась война, его мама, уроженка Украины, с младшим сыном уехала на родину, а он остался с отцом, чтобы продать квартиру. После этого они планировали также выехать в Украину, но не успели.
"Выбраться оттуда было невозможно, – рассказывает Михаил. – Мы остались там с отцом, начали продавать квартиру. Его там из-за нее убили, и я остался один. Из документов было только свидетельство о рождении".
Документами, по словам Михаила, в Чечне в тот момент "никто не занимался": "Как таковой власти и аппарата, который бы этим занимался, просто не было", – рассказывает мужчина.
"В 2002 году в Чечне было несколько людей из Украины. К нам подошел майор и сказал, что они нас вывезут туда. Но, так как у нас нет документов, они нас просто вывезут, а получать паспорта мы уже будем там, на месте", – говорит Михаил.
Так Михаил, по его словам, попал на территорию Украины. Он говорит, что сразу же по приезду пошел в российское консульство: хотел получить российское гражданство и паспорт. Но ответ пришел лишь через два года, и он был отрицательным.
"Ответили, что подтвердить, доказать, или опровергнуть мое гражданство и мое пребывание в России невозможно", – рассказывает Михаил.
В миграционной службе Украины мужчину также не приняли. Сначала ему даже пригрозили депортацией. Но так как высылать его было некуда, о нем просто забыли.
В 2012 году Михаил устроился на работу строителем. Зимой на одном из объектов он отморозил себе ноги, и их пришлось ампутировать. С тех пор он на протезах.
"Ему положена пенсия, так как он без ног. Но он не может оформить эту пенсию, так как нет документов, – рассказывает соседка Михаила Светлана. – Более 10 лет он не может добиться документов".
Чтобы как-то заработать на жизнь, Михаил научился ремонтировать бытовую технику. Его протезы давно пора менять, но денег на новые ему не хватает: ведь они стоят почти тысячу долларов! Если бы у Михаила было гражданство, новые протезы он смог бы получить за счет государства, как инвалид, но гражданство ему не дают.
"Не только в протезах дело. Нужно действительно отношения узаконивать, – говорит Михаил. – Ну и вообще: надо быть гражданином какой-то страны".
Михаил взялся за вопрос оформления документов еще и потому, что собрался жениться. Говорит: как только получит документы – сразу распишется со своей невестой. Но пока что его документы находятся на очередном рассмотрении в миграционной службе.
****
Таких, как Михаил, в Украине много. Чеченцы-нелегалы, бежавшие из региона после начала войны, живут почти в каждом украинском городе. Но лишь некоторым из них везет, и они становятся гражданами страны, а многие так и остаются людьми, которые официально не существуют.
Как уверяют в миграционной службе, для того чтобы этим людям дать украинское гражданство, необходимо сначала их идентифицировать, установить их личность.
"В Украине нет двойного гражданства, и для того, чтобы дать кому-то гражданство Украины, нам, в первую очередь, необходимо знать, что это особа не является гражданином другого государства, – подчеркивает Гага Кикнадзе, пресс-секретарь Миграционной службы Украины. – И, если человек является гражданином Российской федерации, мы не можем принять его в гражданство Украины до тех пор, пока он не выйдет из гражданства России".
Таким образом получается замкнутый круг: чтобы получить гражданство, его необходимо сначала лишиться. Но как можно лишится, того чего нет, ни Михаил, ни другие такие же "неофициальные" жители Украины не знают. В миграционной службе Украины им советуют добиваться ответа от России: посылать запросы или ехать туда самому и требовать документы на месте. Но у любом случае, говорят чиновники, решать эту проблему, по закону Украины, должен сам нелегал.
КОММЕНТАРИИ