Кириллов полгода работал санитаром в Казанской психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением. Эта больница - одна из из восьми в России, которые предназначены для лечения и реабилитации психически больных лиц, совершивших преступления в состоянии невменяемости и отправленных на лечение по решению суда. И хотя она находится в ведении Министерства здравоохранения РФ, охраняют больницу сотрудники УФСИН.
Кириллов написал жалобу, попросив Сабурскую защитить права пациентов и "направить работников на гуманный характер отношения к заключенным". Одновременно он рассказал изданию Prokazan.ru о пытках в больнице.
После этого Кириллова вызвали на допрос в Следственный комитет и пригрозили возбудить уголовное дело – за дачу заведомо ложных показаний по статье 307 УК РФ. Сотрудники УФСИН по Республике Татарстан со своей стороны тоже подали в суд на медбрата.
*****
"Я много раз видел раздетых догола распятых бедолаг, которые стонали, плакали и просили развязать их или хотя бы дать воды. За каждую попытку помочь я тоже получал побои и угрозы вместе с нецензурной бранью. Препятствовать наказанию запрещено", – рассказал Кириллов.
Бывший санитар - не первый, кто сообщал, что в казанской больнице мучают людей. Бывшие пациенты неоднократно отправляли жалобы на бесчеловечное обращение и пыточные условия содержания в стационаре в ЕСПЧ и другие организации, где занимаются соблюдением прав человека. В 2013 году правительство России представило в Страсбургский суд меморандум, в котором признало нарушения в казанской психбольнице.
Но, несмотря на эти свидетельства, УФСИН по РТ утверждает, что сведения Кириллова не соответствуют действительности, и считает, что бывший санитар нанес ущерб деловой репутации ведомства.
"Кириллов Д. В. по месту работы в различных структурах характеризовался отрицательно. В высказываниях самого Кириллова прослеживается обида на МВД и ФСИН России", – написано в исковом заявлении.
Сам Кириллов рассказал Радио Свобода, почему выступил против системы, проработав в колонии строго режима, потом в следственном изоляторе №1 Санкт-Петербурга (Крестах), затем в психиатрической больнице тюремного типа.
"Мне стало очень жалко пациентов. Бедолаг унижают, оскорбляют и бьют. За них некому заступиться. Больные слишком запуганы и слабы, чтобы защищать свои права. Пациенты психиатрических лечебниц страдают от беззакония сильнее, чем осужденные в колониях и заключенные в СИЗО. Я нигде не видел такого беспредела", – сказал Кириллов.
Бывший санитар повидал многое. По его словам, людей, направленных на принудительное лечение, постоянно кормят сильными препаратами. Пациентам запрещают заниматься физкультурой, а санитары и охранники постоянно обзывают пациентов и орут на них матом.
Но самым страшным наказанием, по словам Кириллова, является положить пациента "на вязки".
"Человека сначала раздевают, потом избивают. Иногда палками. Больного привязывают к кровати, будто распинают веревками. Дышать тяжело, двигаться невозможно. Не дают пить, чтобы пациент не хотел в туалет. Кормят очень редко. Происходит этот ужас в отдельной палате, чтобы другие заключенные не могли облегчить страдания", – рассказал он.
Хотя по закону движения пациентов можно стеснять лишь на несколько часов, в больнице, где работал Кириллов, больные могли провести "на вязках" до полутора месяцев.
"Через месяц после моего выхода на работу умер пациент. Говорили, что он погиб после такой процедуры. Никто не будет проводить тщательное расследование, почему наступила смерть, – рассказал Кириллов. – "Психи долго не живут" – вот и весь ответ".
*****
Санитар не мог записать на камеру издевательства над пациентами в психиатрической больнице. На работу брать телефон или камеру запрещалось, а сотрудников тщательно обыскивали.
Кириллов рассказывает, что пытался помогать пациентам хотя бы тем, что отпускал их в туалет.
"Но им от моего заступничества становилось еще хуже. Мне тоже досталось: сотрудники больницы меня избили за неделю до увольнения. А теперь судят за оскорбление деловой репутации. После жалобы уполномоченной меня вызывали на допросы в СК и в прокуратуру, угрожают уголовным преследованием", – рассказал бывший санитар.
"Я хотел сообщить, что надо менять пенитенциарную систему в сторону гуманизации. Не на словах, лицемерно, как делает власть, а по-настоящему", – пояснил он.
Главный врач Казанской психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением Рустем Хамитов отказался давать комментарии Радио Свобода. В пресс-службе УФСИН по Республике Татарстан сказали, что готовы предоставить комментарии после окончания судебного процесса.
Бывшие пациенты Казанской психиатрической больницы Кириллова поддерживают. Двое из них согласились дать комментарий Радио Свобода под вымышленными именами, так как боятся за свою безопасность.
"Я попала на "вязки" после отказа есть больничную пищу, точнее, несъедобную бурду. Меня затащили в палату, раздели, растянули на кровати с помощью веревок. На шее сделали хомут из жгута, который фиксировал положение головы. И держали так полтора дня, – рассказывает 32-летняя Мария. – Меня не били, но я видела, как избивали других женщин. Моя соседка по палате грубо ответила медсестре, тогда та бросила ее на пол, позвала санитаров, и они все вместе стали наносить удары. Так что Денис все верно рассказывает. К нему пациенты хорошо относились. Он не оскорблял нас никогда, не бил, давал хорошие советы. Я чувствовала, что он видит в нас людей".
Однако, она добавляет, что не станет жаловаться в Европейский суд по правам человека.
"Я не буду жаловаться в ЕСПЧ на эту психиатрическую больницу. Я провела там много лет, вышла относительно недавно, и больше всего боюсь, что меня заставят туда вернуться", – сказала она.
Рассказы о Казанской психиатрической больнице подтвердил и 45-летний Рамиль, которые провел в учреждении несколько лет.
"Там бьют за малейшие нарушения и просто по прихоти медперсонала, оскорбляют, издеваются. Когда я стал старостой, меня бить перестали, но других избивали. И все остальное, что Кириллов рассказал, правда, – сказал он. – Хорошо, что Кириллов говорит о беспределе в психиатрических клиниках, только боюсь, ничего он не изменит".
КОММЕНТАРИИ