Ссылки

Новость часа

"Здесь жили занятные люди, а сейчас поселились покемоны" – психолог об играх и людях, которые в них играют


Ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ рассказал, стоит ли считать игроманию зависимостью, можно ли умереть от игр или, наоборот, стать гениальным хирургом

Александр Войскунский, который, по его собственным словам, занимается "киберпсихологией, психологией того, что творится в интернете", в интервью Радио Свобода рассказал, что такое гейминг и стоит ли опасаться превращения людей в Homo Ludens.

Настоящее Время пересказывает основные эпизоды интервью.

Игромания – это наркотическая зависимость?

Среди игроков есть зависимые, хотя аддикцией может стать и коллекционирование аквариумных рыбок.

Игромания – это "способ провести время в приятной компании, выделить себя среди других или, наоборот, слиться с другими и стать частью какого-то интересного для них организма".

Нужно ли бороться с покемонами? В популярной игре Pokemon Go люди "ловят" смартфоном виртуальных существ – покемонов – в реальном мире. В одних странах с покемонами борются, в других – заведения наоборот стремятся так привлечь игроков.

"Напрасно борются <...> это привлечение внимания к тому, что есть на этой улице, в этом скверике, в этом доме – это фактически табличка, что здесь есть что-то интересное, здесь жили занятные люди, а вот сейчас поселились покемоны".

Игра – развлечение или созидание?

И то, и другое. Китаянка от продажи заселенного ею виртуального острова с отелями получила миллион американских долларов.

Культовый в Америке экономист Эдвард Кастронова считает, что "в онлайновых массовых ролевых играх вертится бюджет примерно Болгарии или ее соседки Македонии, не меньше".

Чему учат игры?

Различать оттенки цвета на экране, стратегическому мышлению, учат не принимать поспешных решений. "Переносится ли это на обычное пространство – вопрос".

Среди студентов-медиков, которые учатся оперировать "джойстиком", более успешны те, у кого есть опыт компьютерных игр.

Играющие люди любят рисковать, и, одновременно, оценивать риски: "Они готовы идти на риски, потому что "если что, перезагружусь".

Помогают ли игры обществу?

Сейчас создаются игры на реальной основе: "допустим, нужно найти некоторую формулу белка из нескольких сотен кандидатов, которая помогала бы выиграть игру или дать формулу для лекарства будущего. Это не самая интересная игра, но в нее играют сотни людей, и уже есть публикации с более чем сотней авторов".

К тому же приемы из игр помогают привлечь людей к решению реальных проблем.

Нужно ли ограничивать детей в игре?

В играх дети находят сверстников для общения, но важно понимать, что делает ребенок у компьютера, чтобы "он не ушел невесть куда".

В исследованиях обычно используется потолок 12 часов в неделю. Если больше – это "интенсивно играющий" человек.

Игра – бег от реальности?

"Есть семьи, в которых нельзя постучать в комнату: во-первых, не услышат, во-вторых, не отреагируют. Нужно послать смс: "открой дверь". Мы живем одновременно в нескольких реальностях, и игра – одна из альтернатив, которая неизбежна.

В своей книге "Человек играющий" (Homo Ludens) Йохан Хейзинга говорил: "мы – люди играющие: играйте, и пусть эта реальность оставит какое-то место и той живой человеческой реальности, в которой мы общаемся и слышим друг друга".

КОММЕНТАРИИ

По теме

XS
SM
MD
LG