Попытка переворота в Турции не удалась, но уже известны ее итоги. Убиты почти 300 человек, более 8 тыс. военных и госслужащих были арестованы или отстранены от работы. В основном – судьи, военные и сотрудники полиции. Большинство арестов были сделаны в течение первых 24 часов после начала событий, остальные – на следующий день. И нет сомнений в том, что аресты еще не закончены и будут продолжаться. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил об этом прямо: "От членов Верховного и Конституционного судов, судей и прокуроров – людей лишают должности и арестовывают. Достаточно ли этого? Нет, недостаточно. Это необходимо было сделать, но этого недостаточно".
Наказание за содеянное неминуемо последует. Но то, как власти Турции наказывают участников неудавшегося восстания, заставляет задать несколько неудобных вопросов.
1. А какова вообще была цель переворота?
Военные перевороты обычно организуются с целью сменить правительство. Но случае Турции – это необязательно так. Когда 15 июля прозвучали первые выстрелы, президент страны находился в отпуске. Не был арестован ни один из ключевых министров, губернаторов или руководителей силовых структур. Да, заговорщики взяли в заложники несколько высокопоставленных военных и заняли здание Верховного штаба и военную авиабазу в Анкаре. Но складывалось впечатление, что удар прежде всего был направлен против самой армии, а не против турецкого правительства.
2. Зачем было бомбить здание парламента?
После того, как 15 июля на здание парламента Турции была сброшена бомба, все политические партии страны, включая оппозицию, объединились для защиты и самого парламента, и турецкой демократии. Несмотря на угрозу дальнейших атак, депутаты вернулись в здание, чтобы продемонстрировать свою поддержку. Многие наблюдатели немедленно задались вопросом: какова вообще была цель удара по парламенту, даже если бы его удалось полностью разрушить?
Но и этого сделать не удалось. Разрушения были минимальны, Парламент находится в рабочем состоянии.
То же касается СМИ. Трансляции многих телеканалов, включая государственные, были прерваны. Но несколько независимых телеканалов, в том числе CNN Turk, удар не затронул. По иронии судьбы, именно этот телеканал стал основным рупором тех сил, кто выступал против переворота.
Заговорщики также отправили молодых сторонников на захват нескольких правительственных новостных агентств и штаб-квартир нескольких газет. Но солдаты, которым было поручено это сделать, действовали неэффективно. Складывается такое ощущение, что они не понимали своей миссии, чего от них требовалось сделать. Они были быстро окружены и сдались, а некоторые из них были жестоко убиты разъяренной толпой.
3. Как успели выявить 6 тыс. подозреваемых в заговоре всего за два дня?
Министр юстиции Турции Бекир Боздаг объявил, что арестованы "6 тыс. подозреваемых", и заявил, что аресты заговорщиков еще не закончены. Но как чисто технически власти Турции смогли собрать 6 тыс. показаний свидетелей в отношении этих людей за такой короткий срок? И сколько человеческих ресурсов на это было потрачено?
При отсутствии весомых доказательств вины арестованных не исключено, что власти просто работали по списку людей, которых по каким либо причинам считали угрозой. И не исключено, что список был сформирован задолго до того, как произошел переворот.
Интересно и то, что значительная доля арестованных (порядка 2500 человек) – это люди, которые работали в юридической системе. Если заговорщики, как ранее утверждал Эрдоган, были "лишь небольшой группой" внутри армии, почему власти задержали так много прокуроров и судей?
4. Где доказательства, что переворот был организован Фетхуллахом Гюленом?
Власти быстро возложили вину за организацию переворота на Гюлена – 75-летнего турецкого религиозного лидера, который с 1999 года живет в США в штате Пенсильвания.
Сам Гюлен категорически отрицал, что стоял за событиями 15 июля, а Анкара до сих пор не представила никаких весомых доказательств своих обвинений. Эрдоган призвал американские власти выдать Гюлена на родину. Госсекретарь США Джон Керри в ответ на это заявил, что администрация Обамы рассмотрит запрос об экстрадикции религиозного лидера, но выполнит его только в том случае, если доказательства, которые представит Турция, убедительно докажут вину Гюлена.
Но вне зависимости от того, будут ли эти доказательства представлены, переворот предоставил турецким властям отличную возможность для разгрома движения Гюлена, которое объявлено в Турции террористической организацией. Многие официальные лица и СМИ неоднократно и как само собой разумеющееся повторяют обвинения о причастности Гюлена к перевороту. И создают таким образом атмосферу, в которой мало кто осмелится оспаривать эти обвинения.
Переворот также можно использовать для того, чтобы демонизировать других врагов нынешних властей Турции. Турецкие власти и проправительственные медиа уже называют среди возможных организаторов PYD – курдскую партию из Северной Сирии "Демократический союз". Она тесно связана с Курдской рабочей партией (PKK), запрещенным вооруженным движением, которое ведет гражданскую войну в Турции в течение последних 32 лет.
КОММЕНТАРИИ