Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр преувеличил угрозу, исходившую от Саддама Хуссейна в преддверии вторжения в Ирак в 2003 году. Таковы официальные выводы "доклада Чилкота" - Комиссии по вопросу о роли Великобритании в Иракской войне, которую возглавлял сэр Джон Чилкот. По их сведениям, разведданные об арсеналах Хуссейна, на которых Блэр основывал свое решение, не были достаточным обоснованием для военного конфликта.
*****
Когда администрация Джорджа Буша-младшего в 2003 году решила предпринять военные меры в отношении иракского диктатора Саддама Хуссейна, Великобритания стала ключевым союзником США. Буш основывал свое решение тем, что ему доложили о наличии у Саддама химического и биологического оружия. Но впоследствии это оружие не было найдено.
Решение тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра присоединиться к США в войне в Ираке может дорого ему обойтись. Блэр заявлял своему американскому коллеге, что готов присоединиться к нему еще за восемь месяцев до начала операции. Однако Комиссия по расследованию роли Великобритании в Иракской войне считает, что необходимости именно в военном решении "проблемы Саддама" на тот момент не было.
"Великобритания решила принять участие во вторжении в Ирак до того, как исчерпала все варианты мирного разоружения Багдада", – заявил, представляя итоговый доклад, глава комиссии сэр Джон Чилкот. – "Военные действия в тот момент не являлись последним средством".
Комиссия вела работу в течение нескольких лет и составила доклад почти на три миллиона слов. Выводы ее – крайне неутешительные.
Сам Блэр в своем двухчасовом выступлении после обнародования доклада утверждал, что он не торопился начать боевые действия:
"После 11 сентября в США прошел едва ли не целый год. В конце 2002-го – начале 2003-го года мы видели перенос внимания разведки на оружие массового уничтожения. Мы сделали это в меняющемся контексте опасности массовой гибели людей, вызванной новой и заразной формой терроризма", - сказал он.
Экс-премьер извинился перед семьями погибших в Ираке британских военных, и принес извинения за сотни тысяч убитых иракцев во время войны и в период после нее. Но он отказался признать, что принял неверное решение.
"То, что изменилось – изменилось не в Ираке", – считает эксперт аналитического центра Royal United Services Institute Малкольм Чалмерс. – "Были теракты 11 сентября и Афганистан. Именно это привело к тому, что американцы добивались вторжения в Ирак. Однако доклад Чилкота выступает за сдерживание. Введенные санкции могли бы предотвратить возможность получения Саддамом оружия массового уничтожения. Да, они не были идеальными, но они работали и заслуживали того, чтобы им дали больше времени".
Послушать доклад Чилкота пришли и родственники погибших в Ираке солдат.
"Боль, которая начала потихоньку утихать, тот душевный покой, который я стала постепенно обретать после долгих одиннадцати лет, – все это пропало – как и в тот момент, когда я услышала слова о том, что Боб Оконнор пропал без вести и предположительно погиб", – говорит сестра погибшего Сара.
Страдания не прекращаются и в самом Ираке. После вторжения в страну военных США несколько сотен тысяч иракцев были убиты в религиозных столкновениях. Одно из самых жестоких нападений было совершено на прошлой неделе: от рук террористов-смертников в Багдаде в один день погибли 250 человек.
Расследование Чилкота может стать последней страницей в темной главе британской политики. Но в Ираке тяжелые последствия решения Блэра ощущаются и по сей день.
КОММЕНТАРИИ