Ссылки

Новость часа

Зачем добровольцы из США едут в Ирак воевать с "ИГ"?


Иракские отряды Пешмерга (курдские военизированные формирования), сентябрь 2016 года
Иракские отряды Пешмерга (курдские военизированные формирования), сентябрь 2016 года

Люди из США и других стран Запада сражаются с "ИГ" в Ираке, не имея ни статуса, ни поддержки властей. Кто они, и что их привлекает на войне?

В Сирии и Ираке на стороне "Исламского государства" сражаются немало иностранцев, в том числе из стран ЕС и США. Гораздо меньше информации можно найти о тех добровольцах из западных стран, которые сражаются с противоположной стороны – на стороне курдов и других сил, противостоящих "ИГ".

Reuters полагает, что таких людей только в курдских и ассирийских отрядах в Ираке – как минимум несколько десятков. Эти иностранцы-добровольцы – не солдаты регулярной армии США, которые также участвуют в конфликте в регионе в составе войск Коалиции (в основном они бомбят позиции "ИГ" с воздуха) и не военные советники. У них нет официального статуса, а руководители курдов официально не одобряют их присутствия в регионе

Кто же эти люди?

В сюжете НВ недавно рассказывалось о двух таких добровольцах: это американцы Дэн и Джеймс. Уроженец Мичигана Дэн – ветеран войны в Ираке, воевал в этом районе десять лет назад и говорит, что вернулся, чтобы помочь "вышвырнуть "ИГ" из Ирака". Его старший товарищ Джеймс – также ветеран-отставник американской армии.

Курды-христиане сражаются с "ИГ"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:13 0:00

Но Дэн и Джеймс – не единственные граждане США в Курдистане. За курдов также уже год сражается Райан О'Лири – 29-летний разведенный военный из Айовы. Как и Дэн, он приехал в регион после службы в Ираке и Афганистане.

Райан и еще двое бывших американских военных (им обоим около 50 лет) работают вместе с курдскими ополченцами к северу от Мосула. По их собственным словам, в последние месяцы им удалось захватить около десятка боевиков "ИГ", но их основная "работа" – обучение курдских подразделений основам оказания первой медицинской помощи и обращению с оружием.

"Сейчас мы в основном скучаем на линии разграничения и держим оружие наготове", – рассказывает О'Лири.

Джон Коул, американский доброволец, сражающийся в Ираке на стороне курдских ополченцев, фото Reuters
Джон Коул, американский доброволец, сражающийся в Ираке на стороне курдских ополченцев, фото Reuters

Двухметровый гигант Джон Коул – еще один из добровольцев из США. Ему 23 года, он уроженец города Шарлотт в Северной Каролине. В отличие от многих других добровольцев, он никогда не служил в армии, хоть и умеет обращаться с оружием – проходил курс "молодого артиллериста" на военной базе в Оклахоме. Но был вынужден уйти "на гражданку" после травмы бедра и от того, что потерял мотивацию к службе.

До того, как приехать в Ирак, Коул занимался перевозкой биологических материалов, в частности медицинских отходов. Но то, что он делает сегодня, явно приносит ему больше адреналина.

"Все эти взрывы ты зубами чувствуешь. На самом деле это довольно круто все", – рассказывает он, нервно сжимая сигарету пальцами.

Коул не раскрывает, сколько и в каких боях с "ИГ" участвовал, но говорит, что помимо адреналина от военных действий, ему просто очень нравится Северный Ирак – "плавильный котел", в котором существуют вместе различные этнические и религиозные группы.

"Некоторые люди берут год каникул прежде, чем пойти учиться в колледж. А некоторые делают что-то такое, как сделал я", – говорит доброволец. – "Я хочу провести в Ираке некоторое время, побольше узнать о людях, которые здесь живут, об их культуре, об истории их земли. А потом уеду домой".

Почему они едут и что делают?

Коул рассказывает, что решение ехать в Ирак он принял, когда "ИГ" в августе 2014 года захватил город Синджар в Иракском Курдистане. Захват сопровождался массовой резней езидов – представителей курдской этноконфессиональной группы, исповедующей разновидность зороастризма.

По разным данным, боевики "ИГ" с Синджаре убили от 2 до 5 тысяч езидов-мужчин, и захватили в рабство и изнасиловали множество женщин. В июле 2015 года американец сумел сойтись с курдскими ополченцами в соседней Сирии, а несколько месяцев спустя приехал в Ирак, где планирует оставаться по меньшей мере до октября.

Работы, по словам Коула, у него не очень много. На прошлой неделе он нес дежурство на блокпосту в окрестностях города Махмур недалеко от базы, где расквартированы американские военные, помогающие частям Иракской армии и Пешмерге (курдским военизированным формированиям). Также, по его словам, он помогает беженцам и переселенцам и имеет дело с "пленниками" – но этот вид работы он не хочет обсуждать.

Добровольцы из стран Запада воюют не только за курдов: несколько иностранцев присоединились к отрядам ассирийцев-христиан Dwekh Nawsha – они были созданы летом 2014 года для защиты ассирийских поселений в Ираке. Dwekh Nawsha действуют бок о бок с подразделениями Пешмерги в иракской провинции Ниневия.

Отношения с местными

Коул немного говорит по-курдски и по-арабски. По его словам, в отличие от других добровольцев из стран Запада, он не разочаровался в жизни в Ираке. "Многие люди с Запада приезжают сюда и думают, что будут каждый день воевать и убивать сотни людей, а когда этого не происходит – они разочаровываются и уезжают", – говорит он.

По оценкам О'Лири, за курдов в настоящее время воюют менее сорока добровольцев из стран Запада. Среди тех, кто приезжал в Ирак, по его словам, были преступники и просто искатели приключений.

"Одного мы выгнали из отряда два дня назад. Купили ему билет домой в один конец. Он не вписался в местную культуру", – говорит О'Лири.

У западных добровольцев в Курдистане нет официального статуса. Руководители курдов официально не одобряют их присутствия в регионе и даже оказывают давление на власти США и других стран, чтобы те не разрешали своим гражданам ездить в Ирак. Главная причина недовольства со стороны военных – опасения, что добровольцы могут стать помехой для курдских и иракских подразделений при обострении военной обстановки и заманчивыми заложниками для боевиков.

Генеральный секретарь отрядов Пешмерги (курдские военизированные формирования) Джаббар Явар подчеркивает, что его подчиненные не несут ответственности за жизнь и действия западных добровольцев. "Нет никакого органа, который позволяет им находиться в Ираке, или дает им на это какие-то разрешения", – заявил он Reuters.

Джон Коул говорит, что не может привыкнуть к тому, что за "ИГ" воюют люди из совершенно непохожих друг на друга стран: "Это удивляет: у тебя на глазах происходит небольшая мировая война. Люди приезжают отовсюду в одно место, чтобы сражаться", – говорит он.

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG