1 февраля в российском Донецке продолжился процесс по делу украинской летчицы Надежды Савченко. Она дает показания. В том числе, рассказывает о своей службе в армии, аннексии Крыма, которая произошла в 2014 году, событиях на киевском Майдане и войне в Донбассе. Адвокаты Савченко зачитали материалы прослушки телефонных переговоров, одним из участников которых был предполагаемый куратор неонацистской группировки БОРН от администрации президента России.
Савченко дала показания о событиях боя 17 июня 2014 года. "Я дозвонилась до комбата и внимание, что я ему сказала – я сделала наводку, не корректировку, а наводку. Как нам сказал артиллерист, это называется засечка цели. Я сказала, что от поворота на Стукалову Балку метров 600-800 по обеим сторонам засада. Это я говорила. Если бы он услышал, это была бы засечка цели. Цели в районе Стукаловой балки, а не Металлиста, заметьте", – говорит она.
На заседании Савченко опознала одного из тех, кто принимал участие в ее похищении летом 2014 года.
По словам адвокатов Савченко, ранее этот человек фигурировал в ее показаниях как некий "человек с бородой". И лишь недавно Надежда Савченко опознала в нем бывшего сотрудника администрации президента России некого Павла Карпова, известного также, как "личный помощник Владислава Суркова":
Согласно данным "Новой Газеты", Павел Карпов был правой рукой сотрудника администрации президента России Никиты Иванова. Карпов курировал связи с ультраправыми и ультралевыми группировками. Его упоминали в связи с делом банды неонацистов БОРН, на счету которой не менее десятка убийств, в том числе журналиста "Новой Газеты" Анастасии Бабуровой, адвоката Станислава Маркелова и федерального судьи Эдуарда Чувашова.
После дела БОРН Карпова заметили в команде "премьер-министра ДНР" Александра Бородая. В Луганске он сотрудничал с главой "ЛНР" Валерием Болотовым.
Суд отказался вызывать его в качестве свидетеля:
Перед заседанием Савченко выступила с открытым обращением к уполномоченному по правам человека в России, сообщает корреспондент Настоящего Времени.
Летчица попросила Эллу Памфилову обратить внимание на притеснение украинского языка в России – в целом и российских судах в частности. По ее словам, она даже написала заявление в прокуратуру, требуя принять меры в отношении конвоиров, которые, как утверждает летчица, называют украинский язык, на котором она принципиально общается, "чурбанским" языком.
Савченко обратила внимание омбудсмена на то, что Донецкий суд несколько раз отказался принимать во внимание данные ее защиты, которые поступали в суд на украинском языке, хотя в суде постоянно присутствует переводчик.
Следует напомнить, что ранее на одном из заседаний судья отказался приобщить к делу показания украинского специалиста сотовой связи Геннадия Иванова. Он приехал на суд, чтобы подтвердить достоверность данных биллинга с телефона Савченко.
Это был один из главных аргументов защиты украинской летчицы, поскольку данные биллинга ее телефона показывали, что в час гибели российских журналистов Надежда Савченко уже была в плену у луганских сепаратистов и не могла "корректировать огонь", как настаивает сторона обвинения.
Летчица пригласила Эллу Памфилову поприсутствовать хотя бы на одном заседании суда, чтобы убедиться в нарушении ее прав.
*****
После этого Надежда рассказала, как она оказалась в Донбассе. По ее словам, ей, профессиональному военному, долгое время руководство отказывало в отправке на войну. А она хотела поехать в зону конфликта, поскольку, по ее собственным словам, является солдатом и считает своим долгом защищать свою родину.
В своем рассказе она отдельное место отвела событиям на Майдане и в Крыму. В частности, летчица весьма эмоционально рассказала о поведении украинских военных, дислоцированных в Крыму в период захвата полуострова российскими войсками. Она объяснила, почему украинцы не стали стрелять по людям в военной форме, которые начали появляться в Крыму. Она также высказала слова осуждения в адрес тех своих бывших сослуживцев, которые отказались от украинского гражданства и встали на службу в ряды российской армии.
Трансляцию в твиттере из зала суда ведет корреспондент Настоящего Времени Елена Романова:
Надежда Савченко продолжает голодовку, начатую 18 декабря прошлого года. По ее словам, она принимает специальные смеси, чтобы не допустить ухудшения здоровья и дождаться конца процесса.
В России Надежду Савченко обвиняют в причастности к убийству двух российских журналистов под Луганском: она якобы вела корректировку артиллерийского огня, когда они были убиты вместе с несколькими мирными местными жителями. После обстрела Савченко без документов под видом беженки якобы пересекла границу России, где и была задержана.
Савченко эти обвинения отвергает и утверждает, что в это время, когда погибли журналисты, она уже была захвачена сепаратистами "ЛНР", которые затем переправили ее в Россию. На прошлых заседаниях адвокаты летчицы предоставили суду данные биллинга сотового телефона Савченко, которые подтверждали ее местонахождение в день обстрела и показывали, что она уже находилась в плену. Но суд отказался приобщать эти документы, сославшись на мнение приглашенного эксперта. Его заключение которого сводилось к тому, что доверять украинским сотовым компаниям и их оборудованию нельзя.
В России летчице грозит до 13 лет лишения свободы.
КОММЕНТАРИИ