Молдова прожила 2015 год в многочисленных назначениях и снятиях правительства. В новый год республика вновь вошла без премьера. Парламент, уже по сложившейся традиции, продолжает искать подходящего кандидата, но единства, кто им должен стать, у властей все еще нет, и страна вновь на пороге досрочных выборов. Но депутаты не теряют надежды сформировать коалицию большинства в парламенте.
***
Для жителей Молдовы эпопея с назначением правительства в последний год стала едва ли не народным сериалом. Еще бы – только за минувший год страна сменила трех премьеров. Один из них сидит под арестом по обвинению в коррупции. По тем же причинам недоверие объявили другому. Третий сам ушел после нашумевшего скандала с поддельным дипломом об образовании. А новая кандидатура, предложенная президентом, была встречена в парламенте бойкотом.
"В зале находится 47 депутатов. Согласно регламенту парламента, заседание не состоится из-за отсутствия кворума", – объявил спикер парламента Андриан Канду.
Едва узнав о кандидатуре Иона Стурзы, предложенной президентом, большинство депутатов сразу предупредили, что с ней не согласны. В итоге свыше 50 депутатов попросту не пришли на заседание парламента, где соискатель готовился убедить их в своей программе работы правительства.
"Отсутствие депутатов на заседании парламента – это тоже своего рода голосование. Это значит, что в мое правительство они не верят, и поддерживать мою программу правления они не собираются. Это будет мне уроком. На этом мой мандат завершен", – заявил кандидат в премьер-министры Ион Стурза.
Тем временем в парламенте страны происходит перестановка сил. Некогда лидирующая партия коммунистов, находившаяся восемь лет у власти с абсолютным большинством в парламенте, лишилась сразу 14 депутатов.
"Мы отказываемся от членства в Партии коммунистов Республики Молдова. Таким образом мы отказываемся от участия в политических играх руководства ПКРМ. Мы хотим дать шанс для создания парламентского большинства", – сказала экс-член ПКРМ Виолета Иванова.
В ПКРМ осталось всего семь человек, включая лидера, что фактически стало крахом политформирования.
"И для меня, и для моих коллег из руководства центрального коммитета партии это стало настоящим шоком. Я сам узнал об этом лишь из СМИ", – признался лидер ПКРМ Владимир Воронин.
"Предательство всегда останется предательством – что не говори. Я это расцениваю именно так", – добавил он.
Еще большим сюрпризом стало решение экс-коммунистов объединиться со своими некогда оппонентами – Демпартией. В итоге они создали социал-демократическую платформу. И вот теперь в переговорном процессе новое образование бьет количеством.
"Разумеется, исходя из нынешней ситуации, когда в составе нашей парламентской фракции 20 человек, и будучи первой фракцией проевропейской направленности по численности депутатов, мы настаиваем: в ходе этих переговоров именно мы вправе предложить кандидата на пост премьер-министра. Я говорю от имени 35 депутатов парламента страны", – заявил председатель ДПМ Мариан Лупу.
Главные оппозиционеры в парламенте, социалисты, тем временем потирают руки. Переговорщиков поджимают сроки, а ПСРМ не прочь провести досрочные выборы.
"Зачем нам продвигать на должность премьер-министра человека, который открыто заявляет о необходимости ликвидировать Молдову? Мы не поддержим ни одно правительство в нынешнем парламенте и настаиваем на досрочных выборах", – заявил лидер ПСРМ Игорь Додон.
Согласно Конституции Молдовы, если парламентское большинство поддержит какого-либо кандидата, президент обязан выдвинуть его на голосование. А если новое правительство не назначат до 29 января, президент обязан распустить парламент и назначить досрочные выборы.
Настоящее Время
КОММЕНТАРИИ