Историки, занимающиеся противостоянием советских и западных разведслужб, обычно сходятся на том, что немаловажную роль в тайных операциях разведки играют, как это ни поразительно, удача и счастливый случай.
Профессор Кембриджа и автор книги об истории советской разведки Джонатан Хэслам приводит в качестве примера знаменитое "Дело Гузенко", которое многие эксперты считают начальной точкой холодной войны.
Криптограф Игорь Гузенко, работавший в годы войны в посольстве СССР в Оттаве, из-за путаницы с заданиями случайно расшифровал пришедший из Москвы приказ о его отзыве на родину. В те годы массовых сталинских репрессий это был подозрительный сигнал.
Гузенко просто повезло, что шифровка попала к нему. Однако в редакциях западных газет, к которым обратился советский сотрудник, ему просто не поверили. Канадская пресса отказалась принять для публикации имевшиеся у него секретные материалы. В результате, осенью 1945-го года, уже после окончания Второй мировой, Игорь Гузенко перешел на сторону Канады.
Процесс над Гузенко вел судья Робер Ташеро. Секретные документы советского посольства, которые перебежчик забрал с собой и предоставил канадским властям, четко свидетельствовали о наличии в Канаде и США разведывательной сети ГРУ. Этот факт был подтвержден позднее, когда выяснилось, что сотрудник внешней разведки СССР Виталий Павлов, под прикрытием дипломатических документов, в 40-х годах был заслан в Нью-Йорк, чтобы развивать там шпионскую сеть. На ноги были подняты все спецслужбы Канады, США, Великобритании и других западных держав.
"Дело Гузенко" показало, что, с одной стороны, Советский Союз ведет на Западе активную подрывную деятельность. С другой стороны, стало ясно, что, при всей внушительности сталинского тоталитарного режима, в нем имеются трещины, которые можно использовать для расшатывания советского строя. Так началась холодная война.
"Несмотря на обилие экспертов по советской и российской истории, не так часто находятся специалисты, которые действительно вносят существенно новое слово в понимание как сегодняшнего дня, так и вчерашнего, и позавчерашнего. Господин Хэслам, по-моему, один из таких людей", – рассказал Андрей Илларионов, старший научный сотрудник Института Катона.
Джонатан Хэслам считает также, что история разведслужб показывает: наличие по-своему одаренной, или сильной, личности часто оказывается решающим фактором в достижении цели. Именно поэтому профессор говорит, что надо помнить уроки истории, когда речь заходит о нынешнем президенте Российской Федерации.
"Хотя моя книга историческая, в ней есть и элемент современности. Вы не можете писать об истории без того, чтобы проводить аналогии с современностью, – говорит Джонатан Хэслам. – Факт, который лежит на поверхности, это то, что во главе нынешнего режима в России стоит бывший разведчик и руководитель ФСБ. Когда мистер Путин давал интервью по радио или телевидению, он сам сказал, что любой человек оценивает текущие события и принимает решения на основе своего личного жизненного опыта".
В случае с Путиным, отмечает профессор, именно личностный подход и сложившийся особый склад мышления российского лидера во многом объясняют особенности сегодняшней политики Кремля, включая и резкое неприятие западных ценностей.
Если Владимир Путин останется у руля власти и по окончании нынешнего президентского срока, это может привести к дальнейшему усилению конфронтации России и Запада, считает профессор.
Настоящее Время
КОММЕНТАРИИ