Не так давно Европейский суд по правам человека вынес прецедентное для России решение в пользу Сергея Холкина, призывника из Мурманска, по убеждениям совести решившего отдать долг Родине не в армии, а на гражданской службе. Жалоба призывника на решения российских судов, отказавших ему в этом праве, зарегистрирована в ЕСПЧ.
У петербуржца Максимилиана Дягилева слушание дела в ЕСПЧ еще впереди. Сумеет ли российский призывник добиться альтернативной службы из-за событий на юго-востоке Украины - репортаж Андрея Королева.
****
Максимилиану Дягилеву 24 года. Два из них он обивает пороги петербургских судов, чтобы добиться права на альтернативную гражданскую службу.
Философ по образованию, Максимилиан несколько лет назад понял, что не может держать в руках оружие. События в Украине лишь утвердили молодого человека в его нравственном выборе.
"Даже не сами события, а то, как они подавались, насколько агрессивной была эта подача. Вся информация, которая подавалась, была пропитана страхом и ненавистью", - вспоминает Максимилиан Дягилев.
Однако первое судебное заседание по делу Дягилева закончилось безрезультатно. Молодой человек не смог убедить суд в своих антимилитаристских взглядах.
"Максимилиан говорит о своих пацифистских, антивоенных, антимилитаристских взглядах в первую очередь. Потом это, в известном смысле, либертарианские взгляды, связанные со свободой передвижения и свободой распоряжаться личным временем и личным пространством", - рассказывает Александр Передрук, юрист Комитета "Солдатские матери Петербурга".
Сейчас, когда Россия демонстрирует мускулы, призывникам, не желающим служить в армии, приходится особенно нелегко. Суды, как правило, встают на сторону военкоматов. А те включают всю свою пропагандистскую мощь.
"Юрист военкомата произнес пламенную речь, что мы находимся в конфликте со странами НАТО, и ни о какой альтернативной гражданской службе речи идти не может. Потому что, возможно, нас всем скоро придется брать в руки оружие", - вспоминает Максимилиан Дягилев. -
Супруга Максимилиана Маша, занимающаяся волонтерской деятельностью, недоумевает. Призывники и их родители, по ее словам, даже представления о возможности альтернативной воинской службы.
"Никто не знал о том, что у них есть такая возможность", - рассказывает Мария Дягилева. - "Не пытаться сделать липовые справки о том, что они больны, не купить военный билет, а просто взять и пойти на альтернативную службу".
В день, когда мы снимали этот материал, стало известно, что кассационная жалоба юристов Комитета солдатских матерей Петербурга на решение суда первой инстанции, отказавшей Максимилиану в АГС, была отклонена. Теперь у призывника остаются две возможности добиться "альтернативки" - Верховный суд РФ и Европейский суд по правам человека.
Настоящее Время, Санкт-Петербург
КОММЕНТАРИИ