В начале недели Россия начала действовать в Сирии по новому плану и задействовала для бомбардировок не только авиацию на базе Хмеймим, но и 25 самолетов дальней авиации, в том числе самый большой в мире бомбардировщик ТУ-160. Они вылетают в Сирию с территории России и туда же возвращаются после выполнения задания.
Зачем Россия задействует именно эти самолеты, а также крылатые ракеты Х-101 и Х-555 – Настоящему Времени рассказали независимые военные эксперты Александр Гольц и Павел Фельгенгауэр.
*****
Александр Гольц: До того как в дело вступила стратегическая авиация, Россия действовала в Сирии старыми самолетами. Очень старыми. Я их помню с афганских времен. Это – СУ-24, фронтовой бомбардировщик, и СУ-25, бронированный штурмовик. При том, что у противника (имея в виду террористов) вовсе нет систем ПВО, я думаю,против него сработали бы даже самолеты эпохи Второй мировой войны. Может быть, даже лучше бы сработали, потому что у них скорость ниже и, стало быть, точность бомбометания была бы выше.
Из новых систем аналитики указывают лишь на систему прицеливания, которая позволяет проводить бомбометание старыми бомбами свободного падения, но, как говорят, более точно. В некоторых случаях, когда в дело вступали уже вполне современные бомбардировщики СУ-34, использовались авиационные крылатые ракеты.
Ситуация изменилась пару дней назад, когда в дело вступила стратегическая авиация. Судя по тем картинкам, которые демонстрирует российское военное ведомство, были использованы крылатые ракеты Х-101 и Х-555.
Эти ракеты, конечно же, не предназначены для локального конфликта. Задачи этих ракет – вовсе не уничтожение складов и командных пунктов какой-то террористической организации. Перед этими ракетами стоит стратегическая задача, а именно участие в ядерной войне.
Я думаю, что их применение произошло по необходимости: не было другого вооружения, когда хотелось продемонстрировать стратегическую авиацию во всей ее красе и мощи. Кстати, в скобках скажем: это – тоже очень старые самолеты.
А на земле используются довольно современные системы "Солнцепек" (с так называемыми вакуумными зарядами). Можно предположить, что в какой-то момент они могут быть поставлены сирийской армии. Или в случае, если все-таки начнется наземная операция, они могут быть использованы нашими войсками наряду с другими современными системами залпового огня.
Поскольку мы имеем дело с противником, который вооружен самыми простыми видами вооружений, то, в общем-то, и заморачиваться необходимости нет.
Очень важно понимать, что все эти удары крылатыми ракетами не решают военных задач. Они должны продемонстрировать окружающему миру возросшие возможности российских вооруженных сил. Я напомню, что в своем интервью сразу после пусков крылатых ракет с Каспийского моря Владимир Путин сказал, что мы продемонстрировали не только, что у нас есть эти инструменты, мы показали, что у нас есть политическая воля их применить. И, конечно, это адресовалось совсем не террористическим организациям.
Ну и, конечно, душу российского гражданина должно было порадовать ощущение нашей мощи.
Ныне российские военные пропагандисты демонстрируют большое мастерство: то, что мы видим, выглядит для российского обывателя как какая-то компьютерная игра-стрелялка. И это демонстрирует, конечно же, превосходство нашей военной техники, способной применяться для проекции силы. И это действует, как видим, не только на обывателя, но и на руководителей страны.
Но надо отделять то, что нам говорят, от того, что происходит в действительности: в принципе можно сказать, что и боевых роботов там применяют. Каким образом мы это можем проверить?
*****
Павел Фельгенгауэр, военный обозреватель КоммерсантЪ: В боевых условиях впервые там (в Сирии) используется новый новый бомбардировщик (он же универсальный самолет) СУ-34. Также в общем-то впервые применяется СУ-30. Но он пока что никак не воюет, только летает как истребитель для прикрытия. Но противодействия в воздухе нету, поэтому это трудно назвать испытаниями в боевых условиях. А вот СУ-34 бомбят. Их только год назад приняли на вооружение.
Кроме того, в первый раз были применены в реальных боевых условиях массовым залпом крылатые ракеты большой дальности морского и воздушного базирования.
Кроме того, используются для корректировки бомбежек беспилотники. Этого тоже раньше у нас не делалось. Беспилотники эти не новые, не безумно передовые. Но раньше их применяли на испытаниях, а в реальных боевых действиях они не использовались. У нас не было беспилотников ни в Афганистане, ни в Чечне, ни в Грузии. Были на Украине - в Донбассе - в прошлом году, да и сейчас там используются. Но там не было авиации. Так что корректировка бомбардировок с помощью беспилотников - это тоже новое для России.
Могут в Сирии появиться и какие-то новые вертолеты, которые раньше в боевых действиях не участвовали. Но пока их там нет.
Там есть еще несколько танков. Может быть, они новые. Есть сообщения, что они уже в Донбассе использовались. Трудно сказать. Это Т-90 - модификация Т-72. Они там есть, но в боевых действиях участия не принимают.
Настоящее Время
КОММЕНТАРИИ