В московском аэропорту Шереметьево уже третью неделю держат сирийских беженцев - семью из шести человек. Российские спецслужбы обвиняют их в незаконном пересечении границы и угрожают уголовной ответственностью. На прошлой неделе их историей занялись активисты комитета помощи беженцам “Гражданское содействие”.
"Мы практически здесь уже живем с мужем. Мы рано утром приезжаем, вечером уезжаем. Думаем, какие-то результаты нам будут", - Тамара Османова приехала с мужем в Москву из Самары, чтобы вызволить свою родную сестру из транзитной зоны Шереметьево, где ее с семьей держат уже третью неделю. Сестра Тамары Гулистан - родом из Казахстана, но много лет назад вышла замуж за сирийца, у них родилось четверо детей. Сирийская война докатилась до иракского Эрбиля, где последние годы жила семья. И Гулистан с мужем и четырьмя детьми решили уехать оттуда к родным в Россию.
"Мы вообще хотели бы, чтобы они остались здесь. Потому что у них там родственники со стороны мужа, кто был, - они все уехали кто куда, кто куда убежать успел", - говорит сестра сирийской беженки Тамара Османова.
Тамара с мужем внесли залог в 100 тысяч рублей в надежде, что после этого сестру с мужем и детьми отпустят на свободу. Однако сотрудники российских спецслужб не позволяют родным даже видеться.
Корреспонденту НВ удалось пообщаться с Гулистан по Skype.
В помещение, напоминающее огромный аквариум, их перевели после внесения залога. До этого семья из шести человек две недели провела в закрытом пространстве без окон. Основная претензия российских пограничников - недействительные паспорта.
"Сирийские паспорта, так как они в городе Африн выданы, их не признают, - рассказывает зять сирийских беженцев Азади Османов, - Это такое же положение, как Украина не признает Донецк и Луганск. И такая же ситуация у нас там, потому что в Сирии город Африн контролируется курдами, а сирийцы не признают курдов".
Действия российских пограничников противоречат Международной конвенции о статусе беженцев, согласно которой люди, ищущие убежище, даже если они пересекли границу нелегально, не должны подвергаться наказанию.
"Достаточно просто подойти к пограничнику и сказать: “я прошу убежища у Российской Федерации”. Но вы видите, что происходит, - сообщила адвокат семьи Роза Магомедова.
Комитет помощи беженцам “Гражданское содействие” будет добиваться освобождения семьи от уголовной ответственности и присвоения им статуса беженцев. Первое заявление в Федеральную миграционную службу было подано еще 13 сентября, однако ответа до сих пор нет.
"Более того, как ни странно, когда я в пятницу говорила с руководством Федеральной миграционной службы, они позвонили в Шереметьево, а в Шереметьево ответили, что у них нет таких людей. Так что я думаю сегодня все в этом будут разбираться", - уверена председатель комитета помощи беженцам “Гражданское содействие” Светлана Ганнушкина.
Комитет “Гражданское содействие” начал сбор денег на более комфортные условия пребывания сирийской семьи. Ведь и еду, и даже воду, им приходится покупать за свой счет, а цены в аэропорту очень высокие.
Настоящее Время
КОММЕНТАРИИ