В понедельник 28 сентября в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча президентов Обамы и Путина. Напомним, что перед этим Путин разговаривал с Обамой по телефону в июле – после достижения международной договоренности по ядерной программе Ирана.
Ниже – сжатое изложение основных моментов с комментариями, которые дал Настоящему Времени эксперт Московского фонда Карнеги Андрей Колесников накануне встречи Путина и Обамы.
1. В США настаивают, что главной темой разговора Обамы и Путина станет выполнение Россией Минских соглашений по Украине. Из заявлений российских официальных лиц следует, что речь пойдет прежде всего о Сирии. Как связаны эти две темы?
Американские дипломаты указывают на необходимость разговора с Путиным об Украине в преддверии местных выборов, назначенных на 25 октября.
"Пока неясно, собирается ли Россия выполнять обязательства, взятые в рамках Минских соглашений, то есть поддерживать местные выборы, проводимые в соответствии с украинским законодательством под наблюдением международных организаций, в частности ОБСЕ и бюро этой организации по демократическим институтам и правам человека", - заявила в ходе телефонной пресс-конференции ведущий специалист по России в Совете национальной безопасности Селеста Уолландер.
Никакой компромисс между Россией и Западом в настоящий момент невозможен без обсуждения ситуации на Украине. Аннексия Крыма и поддержка сепаратистов на востоке Украины вызвала худший со времен холодной войны дипломатический конфликт.
"На Западе никто не доверяет Путину, что бы он ни говорил и что бы ни делал", - цитирует "Вашингтон пост" вице-президента Фонда Карнеги Эндрю Вайса. Поэтому Путин со своей стороны сделает все возможное, чтобы перевести разговор с Украины на сирийский конфликт, для разрешения которого Западу необходимо сотрудничество с Россией.
Если смотреть на дипломатические усилия российского руководства глазами российской аудитории, единство украинской и сирийской тематик проступает весьма отчетливо. "Сирия – это символическое продолжение Донбасса, гибридная война, которая переключает внимание с экономического кризиса на военно-политические сюжеты, имеющие мобилизационное значение", - считает эксперт Московского фонда Карнеги Андрей Колесников.
2. Чего ожидает от встречи с Путиным американский президент?
В последнее время Россия резко усилила свое военное присутствие в Сирии. "США пока явно не уверены, что делать дальше в том, что касается Сирии. В Америке идут дебаты о том, насколько эффективной оказалась воздушная кампания против сил так называемого Исламского государства", - пишет обозреватель Би-би-си Марк Урбан.
Президента Обаму постоянно критикуют за "беззубую" политику по Сирии. И наплыв мигрантов из Сирии, с которым столкнулась этим летом Европа, лишь обостряет ситуацию. "Что бы ни произошло в Сирии дальше, Россия неизбежно будет участницей процесса", - приводит "Вашингтон пост" слова высокопоставленного западного дипломата, работающего в Москве.
Диалог с Россией по Сирии необходим, однако в США не ждут от предстоящей встречи каких-либо значимых результатов, считает Андрей Колесников: "Американский президент точно не ждет прорыва, детанта (от фр. detente - полит. - ослабление напряженности в международной политике - НВ), перезагрузки. Это возможность чуть снять напряжение в отношениях и решить некоторые технические вопросы по сирийскому взаимному неубиванию друг друга".
Собственно, примерно о том же речь шла на недавних переговорах Путина с израильским премьер-министром Беньямином Нетаньяху: они договорились избегать "военных недоразумений" между своими странами на территории Сирии.
3. Чего надеется добиться Путин?
Президент России, вступивший в глобальный конфликт с Западом в связи с действиями России в Украине, рассчитывает возобновить диалог, переключив внимание на Сирию.
"Правила уже идущей новой холодной войны диктуют необходимость нащупывать слабое место противника. Обама "влип" на Большом Ближнем Востоке, от Ливии и Сирии до Афганистана, и логика противостояния диктует действовать в противовес именно там. Западная пресса уже пишет, что Путин загоняет Обаму в угол, устроил ему западню", - пишет Георгий Мирский в колонке на РБК.
Андрей Колесников видит цели российского президента следующим образом: "Путин надеется расколоть мировую общественность и мобилизовать своими "победами" внутреннюю аудиторию, свой электорат – ястреб прилетит в одеждах голубя мира. И разумеется, он не рассчитывает на улучшение отношений и снятие санкций".
4. По каким пунктам в принципе возможно согласие между Путиным и Обамой?
При том, что на Западе тактическое чутье Путина может вызывать восхищение, мало кто верит в наличие у него стратегического плана по Сирии. Свои цели в этой стране Путин изложил в разговоре с Беньямином Нетаньяху: его главная цель, заявил он, сохранение сирийского государства. "Конечно, единой Сирии уже не будет и Асад никогда не вернет себе позицию хозяина государства. Но он еще может рассчитывать на то, чтобы сохранить под своей властью часть страны, во всяком случае Дамаск, Хаму, Хомс и прибрежную Латакию.
Именно там находится порт Тартус, используемый российским флотом. Там можно создать военные базы, морскую и воздушную, тем самым показав Западу, что рано списывать Россию со счета как мировую, и в частности средиземноморскую, державу", - пишет Георгий Мирский в уже цитировавшейся колонке.
Этот сценарий вряд ли вызывает восторг в США (тем более, что есть сомнения в возможности его реализации). Поэтому стратегия на встрече Путина и Обамы обсуждаться не будет. Андрей Колесников полагает, что Обама удовлетворится общей констатацией мирных намерений: "Согласие возможно лишь в том, что рукопожатие лучше драки. А технические вопросы в Донбассе и Сирии нуждаются в решении".
5. Есть ли вещи, о которых российский и американский президенты никогда не договорятся?
Основной точкой разногласий между Россией и США в том, что касается Сирии, является дальнейшая судьба сирийского президента Башара Асада.
Запад считает его ответственным за гибель гражданского населения в результате бомбардировок и требует его отставки при любом сценарии разрешения конфликта. Россия предлагает варианты включения оппозиционных политиков в новое правительство Сирии – при условии, что возглавлять его будет Асад.
В то же время Россия настаивает, что не поддерживает Асада лично – в России особо подчеркивают роль сирийского правительства в борьбе с ИГ. "Мы в первую очередь поддерживаем Сирию в борьбе с "Исламским государством". Мы пытаемся не допустить тотальной катастрофы в регионе. Основная наша задача заключается не в поддержке режима, персоналий, а в поддержке сирийского государства в противодействии "Исламскому государству", террористическим организациям, которые представляют угрозу нацбезопасности уже России", - заявила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова.
Тем не менее, перспективу сотрудничества нынешнего (или реформированного) сирийского правительства с международной коалицией, противостоящей ИГ, Георгий Мирский считает нереальной: "Вариант с постепенным отходом Асада от власти и заменой его кем-то из менее одиозных персонажей имеет мало шансов на успех. Те, кто воюет четыре года, согласятся только на полное устранение Асада. Поэтому надежда на объединение усилий России и США против ИГ на взаимоприемлемых условиях может оказаться беспочвенной".
Особых надежд на договоренность нет и у Андрея Колесникова: "У Обамы заканчивается срок, и вряд ли он успеет договориться о чем-то существенном с Путиным. Предложение дружить с Асадом ради борьбы с террористами Обаму не устроит. Значит, и дальнейшие разговоры почти бессодержательны".
Встреча в понедельник окажется не первой, на которой Обаме и Путину будет трудно о чем-то договориться. До этого у двух президентов были как минимум еще шесть крайне неловких встреч.
***
Накануне выступления президента России Владимира Путина в Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций неподалеку от здания ООН прошла акция протеста против приезда российского лидера в Нью-Йорк и его агрессивной внешней политики.
Настоящее Время
КОММЕНТАРИИ