Генеральная прокуратура России 15 лет назад закрыла уголовное дело №144128, которое впоследствии стали называть "делом Путина". Следователи не сомневались, что тогдашний первый вице-мэр Санкт-Петербурга, председатель комитета по внешнеэкономическим связям мэрии Владимир Путин был замешан в ряде преступлений, связанных с хищением бюджетных средств. Руководил следственной группой, в состав которой входили 20 человек, подполковник юстиции Андрей Зыков.
Эксклюзивное интервью Настоящему Времени Андрея Зыкова.
НВ: Как складывались взаимоотношения с криминалитетом? Об этом ходит много слухов, что вы об этом знаете?
Андрей Зыков: Полагаю, что с криминалитетом у Путина все складывалось очень благополучно. Рассматриваем такие маленькие моменты. Одним из учредителей кооператива «Озеро» является Владимир Смирнов. Кроме того, Владимир Смирнов являлся представителем кооператива "Озеро" в 1997 году. Теперь смотрим, какие предприятия имеются у Владимира Смирнова: Петербургская Топливная Компания (ПТК), гендиректором которой являлся Смирнов. Кто был его заместителем? Заместитель – Владимир Кумарин-Барсуков.
Всем нам известно, что такое СПАГ, это объединение с немцами, которое также было организовано в то время. Как полагает полиция Германии, Люксембурга и других стран, в которых проходило расследование, СПАГ использовался для траффика колумбийского наркотика – кокаина. Через него происходило отмывание денег, в том числе и полученных от наркотиков. Этот СПАГ имел филиал АО "Спагинское", опять же, гендиректором был Владимир Смирнов.
Если первоначально в 97-ом году кооператив "Озеро" охраняла структура, которую возглавлял Владимир Смирнов, то уже через год кооператив охраняла структура, которую возглавлял уже Владимир Кумарин.
Естественно он пропадал в кооперативе "Озеро": он общался со всеми его членами, в том числе и с Владимиром Владимировичем Путиным.
Практически, данные группировки в тот момент крышевали всевозможные структуры и также создавали эти структуры, в том числе и ПТК.
Самый выгодный куш – продажа нефти, на тот момент. Если нефтедобывающие места подчинялись мэрии Санкт-Петербурга, и мэрия давала указания с кем и чем торговать, то естественно, криминалитет должен был жить в ладах с администраций Петербурга, чтобы получать дивиденды. С ее чиновниками: с Путиным и Собчаком.
О том, что они оба брали взятки говорит и тот случай, что в 1993 году Собчак был задержан в Лондоне в аэропорту Хитроу и у него с собой в дипломате была сумма свыше миллиона долларов. Был скандал. Звонили Ельцину. Он звонил в Лондон чтобы Собчака отпустили. Он провел в Хитроу 4 часа, а позже был отпущен. Так что, на тот момент они уже возили деньги чемоданами.
Вот маленькая справочка о проведении обыска и выемки из кабинета Путина:
Помощником мэра Санкт-Петербурга Собчака является Киселев Владимир Владимирович, он же – правая рука Петрова Геннадия, авторитета организованной преступной группировки Малышева. В настоящее время Киселев В.В. занимается выколачиванием денег у предпринимателей среднего и малого бизнеса города на поддержку предвыборной кампании мэра Собчака. Делается это следующим образом: имеется фонд поддержки проведения Олимпийских игр 2004 года, куда предпринимателей заставляют переводить к определенному сроку деньги – валюту в размере 50 тыс. долларов, если предприниматель не укладывается в срок, то его просят перевести большую сумму, примерно вдвойне. При этом используют силовые методы давления вплоть до физической расправы. Кисилев В.В. лично звонит предпринимателям и требует перевода указанной суммы в указанные сроки. При случае отказа угрожает физической расправой. В необходимых случаях, будучи членом ОПГ Малышева, решает вопросы приезда команды для выколачивания денег. 18 апреля 1996 года ожидается собрание предпринимателей, организованных под угрозой Кисилева В.В., который, по информации источников, будет происходить в элитном клубе «2004», на котором ожидается выступление первого заместителя мэра Петербурга, председателя комитета по внешним экономическим связям мэрии Петербурга – Путина В.В. по поводу сбора денег в фонд поддержки кандидатуры Собчака на предстоящих выборах.
В июне 1999 года оперативниками следственной группы: майором Калениченко и его напарником по уголовному делу №144128 в Смольном производилась выемка документов, связанных с распоряжением Путина В.В. за №529-р от 23.05.96 года об организации отдыха ветеранов Великой отечественной войны Санкт-Петербурга в Испании г. Ревьеха. Во время изъятия документов "добрые люди" сказали, что в бывшем кабинете Путина В.В. имеется шкаф-купе, в котором хранятся документы переписки документов по внешним связям с организациями. Закончив выемку, Калениченко вместе с напарником вернулись в следственную группу и получили постановление на обыск и выемку документов в кабинете бывшего первого заместителя председателя комитета по внешним связям Путина В.В. Объявив постановление о проведении обыска и выемке представителю Смольного с понятыми оперативники начали осмотр кабинета. Что удивило оперативников, так это то, что на 99 год все ящики шкафов и тумбочек были пусты. Похоже, что с уходом Путина В.В. в Москву, кабинет никто не занимал.
Справа от входа в кабинете, действительно, находился шкаф с раздвижными дверями в еще одно помещение. Там обнаружили небольшое помещение со стеллажами, полностью заполненными папками с документами.
Расположившись оперативники начали рассматривать папки и выбирать для выимки необходимые документы. В это время в кабинет зашел старший сотрудник смены ФСБ и УФСО РФ, осуществляющих охрану Смольного. Улыбнувшись он приложил к уху мобильный телефон, а большим пальцем левой руки указал на потолок и сказал: "шефу в Москву уже доложили".
Олегу Калениченко вместе с напарником было понятно, что шеф УФСО РФ – один, директор ФСБ РФ – Путин В.В. Поэтому они также в ответ понимающе улыбнулись. Таким образом в июне 1999 года директору ФСБ РФ Путину до назначения председателем правительства РФ было точно известно, что в Смольном в его бывшем кабинете по уголовному делу №144128 проводится обыск и выемка документов, связанных с АО "Двадцатый трест".
Оказались замешаны в коррупционных сменах почти все руководители различных контролирующих структур: и таможенные органы, и санэпидстанции, и сотрудники ФСБ, сотрудники иловых структур. Мы только видели, что, так или иначе, тот же Черкесов и другие получали квартиры.
У нас была очень хорошая доказательственная база по поводу взяток, которые получали чиновники и мэры Санкт-Петербурга. Великолепнейшая база была по Алексею Кудрину, Путину.
Когда Путин был президентом РФ мы продолжали вести уголовное дело в отношении корпорации. Естественно вся информация об этом деле докладывалась руководством следственного комитета, в том числе и министра Рушайло, от Рушайло Березовскому, а позже информация доходила и до Путина.
Позже был отдан приказ о прекращении уголовного дела.
В начале 2000 годов мне позвонил замначальника СК при МВД Новоселов и сказал: "Андрей Анатольевич, прошу вас собрать со все членов следственно-оперативной группы подписки о неразглашении материалов следствия".
Учитывая, что он забыл сказать, чтобы я сам дал такую подписку, я исполнил его указание буквально. Такие подписки я собрал со всех членов операции за исключением самого себя. Поэтому, единственный, кто может говорить, что-то об этом уголовном деле – я.
Настоящее Время