Свыше миллиарда человек в мире – детей и взрослых – имеют ограниченные физические и умственные возможности. Раньше таких назвали «инвалидами» и общество ограничивало их возможности жить вместе со всеми, быть такими же, как все.
25 лет назад в США был принят закон, запрещающий дискриминацию этих людей: при приеме на работу, при пользовании общественным транспортом и так далее. Этот закон стал примером для многих других стран. Юбилею исторического акта была посвящена конференция, на которой выступили правозащитники, изучавшие ситуацию в России и Украине.
В США этот закон, подписанный Джорджем Бушем-старшим, а затем модифицированный и подписанный Джорджем Бушем-младшим, называют историческим документом. Президент, члены конгресса, кандидаты в президенты на будущих выборах – все горды тем, что Америка в этом вопросе - среди мировых лидеров.
Именно этот закон позволил 19-летнему Бену Сандерману из Техаса с синдромом Дауна получить работу в отельном бизнесе. Местная сеть гостиниц приняла на работу сразу 11 человек с ограниченными возможностями.
К 21му году Бен Сандерман хочет сделать три вещи: получить работу, стать сильным и найти себе подружку. Работа у него уже есть.
В России 13 миллионов человек, примерно 9 процентов населения, имеют ограниченные способности. Это официальная статистика. Андреа Маззарино, работавшая в правозащитной организации Human Rights watch, провела 123 интервью в разных концах страны. Эта информация легла в основу доклада правозащитников с говорящим заголовком «Барьеры повсюду. Отсутствие доступности для людей с ограниченными возможностями в России».
Барьеры начинаются с роддома, где медсестры уговаривают мам отказаться от больных детей. Те, кто этого не делает, превращает свою жизнь в ежедневную борьбу. Миллионы людей в России лишены возможности адаптироваться в общество, отдать ему свои способности, отмечает исследователь, подготовившая фильм, кадры из которого вы видите.
«Россия должна исполнять собственные федеральные законы, предписывающие, чтобы вся инфраструктура была доступна для таких людей. Я разговаривала с Марией, молодой женщиной из Сочи, которая месяцами не может выйти из дома – в городе, где прошли параолимпийские игры», – говорит Андреа Маззарино.
В течение 20 лет американские и российские общественные организации сотрудничали в этой сфере, американцы рассказывали, как бороться за свои права, помогали со специальным оборудованием. Сейчас все стало хуже, как говорят правозащитники, из-за паранойи в отношении иностранных организаций.
Международные правозащитники отмечают, что принятый в России закон об иностранных агентах, резко усложнил работу общественных организаций, защищающих права людей с ограниченными возможностями, их сотрудничество с западными неправительственными организациями.
После принятия закона об иностранных агентах для российских общественных организаций стало гораздо сложней получать иностранную помощьКассандра Хартблэй
Исследователь из Университета Северной Каролины Кассандра Хартблэй рассказала: «Я опрашивала многих, почему это так. Американцы считают, что дело в коррупции, я думаю, всё сложнее, проблемы с реализаций подобных законов остаются и в США, и в Западной Европе. После принятия закона об иностранных агентах для российских общественных организаций стало гораздо сложней получать иностранную помощь».
Бесспорно одно: люди с ограниченными возможностями остаются самой беззащитной частью общества, они в зоне повышенного риска попасть к современным работорговцам, подвергнуться секс-эксплуатации, или попасть к торговцам человеческими органами. Задача государств и общественных организаций этого не допустить.
"Настоящее Время"
КОММЕНТАРИИ