Михал Заградник - стеклодув в восьмом поколении. С 1775 года его семья передает секреты мастерства из поколения в поколение. Михал не просто перенял навыки предков. Он - изобретатель. Собранный им из стекла самолет смог взлететь и удержаться в воздухе. Именно с этим изобретением Михал попал в книгу рекордов Гиннеса. В мастерской известного стеклодува побывала корреспондент "НВ" Дарья Кудрявцева.
***
Дети с восхищением наблюдают за работой Михала Заградника: для них то, что происходит - настоящее волшебство: обычная стеклянная трубочка превращается... в пингвина.
Михал предлагает каждому из маленьких зрителей попробовать себя в роли стеклодува.
Для детей это просто развлечение, для старого мастера - надежда на то, что кто-то их них захочет учиться дальше. Сам он впервые попал в отцу в мастерскую, когда был чуть старше.
"У меня это в крови. Я стеклодув в восьмом поколении", -Михал Заградник
"У меня это в крови. Я стеклодув в восьмом поколении. Мне было семь лет, я первый раз пришел к отцу в мастерскую - и тут же обжег руку. Но мне сразу понравилось, как со стеклом можно работать", - признается Михал Заградник.
После этого Михалу не раз приходилось обжигаться. Но это не большая цена за шедевры, рождающиеся в его руках. Например, для того, чтобы этот механизм пришел в движение, ему пришлось просчитать все до миллиметра, проведя за работой более ста часов.
За работой мастера со стены наблюдает его дед. Михал жалеет, что не обо всем успел поговорить ни с ним, ни с отцом
"Жалею, что не всегда находил время поговорить с папой о ремесле. А потом он умер. Сейчас иногда задумываюсь - а как бы он вот это сделал... Да и просто даже не с кем поговорить о каких-то новых трюках, открытиях", - говорит Михал.
Я отброшу коньки, и мои дети все это повыбрасывают", -Михал Заградник
Сын Михала вообще не интересуется секретами семейного дела. Мастер-стеклодув уже смирился с тем, что на нем трехвековая история ремесла прервется: "Моим детям это все не интересно. Думаю, я буду последним... У меня целый ящик разных заготовок, и говорю вам: я отброшу коньки, и мои дети все это повыбрасывают. Потому что никто даже не понимает, для чего все это нужно. И сорок лет моей работы пропадет. Очень жаль..."
Несмотря на то, что знаниями мастеру сейчас поделиться не с кем, он садится за стол, включает газовую грелку и продолжает создавать волшебство.
"Настоящее Время"
КОММЕНТАРИИ