Холм Славы – советское военное кладбище во Львове. Людно тут только 9-го мая. А весь остальной год только дворники, да иногда экскурсии.
Но эта небольшая группа - не туристы. Это члены львовской общины крымских татар. В годовщину депортации своего народа они пришли на могилу своего соотечественника Тэйфука Абдуля, Героя Советского Союза - молиться. Впервые со дня его гибели в Германии в 1945 году.
Домой, в Партенит, вопреки существующей тогда практике создания культа военных героев, Абдуля хоронить не повезли. На то время крымских татар уже оставили без Родины.
"Действовало правило, что героев Советского Союза хоронят на их Родине. Но его не позволили, привезли и похоронили здесь, во Львове", - замечает Ульвие Аблаева, этнограф.
***
У каждого из присутствующих – своя семейная история утраты Крыма. Семьдесят один год назад с полуострова силой увозили их родных. Вот в таких вагонах, битком набитых взрослыми и детьми. Прототип товарняка львовяне нашли на местной железной дороге. И сегодня деревянный вагон стал центром поминальной акции.
В моей однокомнатной квартире жило 5-6 человек по несколько дней"Алим Алиев
Алим Алиев во Львове уже семь лет – приехал сюда работать. Год назад именно ему пришлось заниматься первыми вынужденными переселенцами с полуострова. Тогда, вспоминает он, ехали в основном многодетные семьи, глубоко верующие и те, кто опасался за безопасность свою и родных. С двадцати человек крымскотатарская община на Львовщине очень быстро увеличилась до двух тысяч.
"Приезжали практически в неизвестность. В моей однокомнатной квартире жило 5-6 человек по несколько дней. Потом приходили новые", - говорит Алим Алиев, координатор инициативы "Крым SOS".
Наша политическая элита снова будет формироваться вне Крыма"Алим Алиев
За год кто-то уехал дальше, в страны Евросоюза. Кто-то не выдержал без дома и вернулся в оккупированый Крым.
Большинство же учат детей в местных школах и стараются начать собственное дело. На гуманитарную помощь не очень рассчитывают: она, говорят, расслабляет. Ищут гранты или кредитные программы для малого бизнеса. А в свободное время – курсы крымскотатарского языка и культуры и открытый в марте этого года первый во Львове мусульманский центр.
"Так получается, что как и когда-то, мы народ без Родины. И наша политическая элита снова будет формироваться вне Крыма", - говорит Алим Алиев.
Ну а пока львовские кырымлы вспоминают рассказы переживших депортацию родичей - о том, как собирались на кухнях и говорили: "Мы завтра вернемся домой". И повторяют эту фразу, свечами выкладывая контуры Крыма в центре Львова.
"Настоящее время"
КОММЕНТАРИИ