По данным Генштаба Минобороны Украины, за время проведения антитеррористической операции на востоке страны погибли более тысячи военнослужащих, более шести тысяч были ранены. Корреспондент "Настоящего времени" Юлия Дрозд узнала, как проходят реабилитацию участники боевых действий.
Потерянный глаз, защемленный лицевой нерв и контузия – такова цена обороны Донецкого аэропорта для Максима.
"Был взрыв… Не было подмоги, эвакуации… потом уже меня вывезли в Пески, дальше я сюда в госпиталь попал", - рассказывает Максим Денисов, рядовой 90-й отдельной аэромобильной бригады ВСУ, "киборг".
Полное восстановление здоровья бойца – процесс длительный и дорогостоящий. Государство выделяет деньги на протезирование для инвалидов войны и участников боевых действий. Но часто на пути выздоровления бойцов стоят бюрократические преграды.
"Выплаты начисляются в зависимости от групп инвалидности, но процедуру оформления самому бойцу пройти довольно сложно, - признает Ольга Харькина, координатор "Общества участников, ветеранов, инвалидов АТО и боевых действий". - Сами ребята нам говорят, когда лежат в госпитале, что им совсем не до документов. Не до того, чтобы ходить и разбираться".
Самому процедуру оформления бойцу пройти довольно сложно"Ольга Харькина
Более полусотни человек уже обеспечены протезами. Но еще почти двести, как и Максим, нуждаются в таком лечении.
По словам врачей, особое внимание нужно уделять психологической реабилитации солдат. Однако и здесь возникает ряд сложностей.
"У нас на лечение одного пациента выделяется 10 гривен в день на питание и 6 гривен – на лекарства, это восьмая часть от необходимой суммы", - признает Ксения Возницина, руководитель реабилитационного отделения Института медицины труда. - "Психологи у нас работают на волонтерской основе. Но так не может быть постоянно, люди тоже постепенно выгорают".
Система реабилитации только создается, мы создаем все с нуля"Александра Тарасова
Лечением военнослужащих ВСУ занимается Минобороны Украины. В ведомстве уверяют, что делают все возможное: организуют лечение за границей, создают программы социальной адаптации. В то же время с бойцами добровольческих подразделений дело обстоит гораздо сложнее.
"Система реабилитации только создается, в нашей стране нет ни одного реабилитационного медицинского или социального заведения, мы создаем все с нуля", - говорит Александра Тарасова, начальник Управления по вопросам реабилитации воинов АТО.
По словам чиновников, несмотря на помощь иностранных партнеров, создание системы центров реабилитации может занять несколько лет.
Юлия Дрозд, Настоящее время
КОММЕНТАРИИ