На Урале в бумажный плен к местным чиновникам попала бывшая узница фашистского лагеря. Гражданка Украины Станислава Калабина после переезда в Россию не может получить ни социальные выплаты ни даже - награду к Дню Победы.
***
"Это после, как они вернулись уже с этого лагеря, вот они две подружки", - красивая девушка с этого снимка живет теперь здесь. В маленькой душной комнате на съемной квартире провинциального уральского городка. Без должного медицинского ухода и пенсии. Практически не говорит и совсем не ходит. Станислава Калабина женщина уникальной судьбы. Два года во Вторую мировую провела в фашистском лагере. Пару раз пыталась бежать. Выжила. Следом попала уже в лагерь советский, фильтрационный - НКВД.
"Ее все время вызывали пытали, как она вернулась живая оттуда, никто не возвращался, а она вернулась, и подозревали, что она, мол, как предатель или кто", - рассказывает дочь Нина Куц.
После войны Станислава Михална почти полвека трудилась на благо советской медицины. В родной Украине. И ей были почет и уважение. И поздравления с 9 мая. Пока Союз не распался, а Станиславу Михайловну не забрала к себе в Россиию дочь. После событий на Майдане семья бабушки решила, что оставаться в Украине одной ей небезопасно. Так в свои 89 старушка снова попала в плен, на сей раз - местной бюрократии. Без русского паспорта участнице войны отказывают во всем. Даже в медали к юбилею Победы.
"Это стресс такой сильный был для нее, хоть мы просили, чтобы врачей сюда на дом вызвать, есть же какое-то отклонение от этого закона, я понимаю, надо их эти законы соблюдать, но как-то можно таким людям отойти немножко от этих законов", - считает дочь Нина Куц.
Родные старушки недоумевают, почему не могут рассчитывать на внеочередное получение паспорта и хоть какие-то социальные выплаты от государства, которому Станислава Михална отдала столько лет. На Украине к Дню победы она получала даже компенсацию за военный плен от немецкой стороны, в 800 марок. В России же накануне праздника старушка должна доказать, что не больна ВИЧ. Таковы правила получения гражданства.
"За СПИД около двух тыяч. Еще не считая дорогу! Вот 1085 калабина, это СПИД, вот еще..."
Такое ощущение, говорят родные, что чиновники ждут, когда проблемной старушки просто не станет и вопрос оформления гражданства отпадет сам собой. Их отправляют то за одной справкой, то за другой. Общественники же убеждают семью судиться с государством. И без русского паспорта бывшая узница фашистского лагеря имеет право на пенсию. Это диктуют международные соглашения.
"С гражданами Украины у нас особые отношения и не трудно доказать, что порой сложно оттуда привезти оригиналы документов, для этого у нас созданы: и комиссии, и советы, и все, что угодно, и вопрос, я думаю, нужно решить обязательно", - говорит президент Уральской ассоциации беженцев Людмила Лукашова.
После нашего обращения в администрацию маленького города Кировграда местные власти наконец занялись проблемой старушки. Например, говорят, к Дню победы они Станиславу Калабину собирались наградить! Вот, и медаль уже нашли. Вероятно, там же - в одном из рабочих столов министерства социальной политики - залежалась и пенсия, которая должна причитаться женщине. Остается надеяться, что суд заставит администрацию поискать у себя деньги узницы повнимательней. И что Станислава Михална до этого момента доживет и сможет отпраздновать уже только свой День Победы над чиновниками.
КОММЕНТАРИИ