Они достигли критической стадии - к концу марта стороны должны выйти на принципиальное взаимопонимание по всем спорным пунктам. В Вашингтоне отмечают, что успеху переговоров могут помешать разногласия по иранскому вопросу между исполнительной и законодательной властью.
В Лозанне международная шестерка посредников: США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия и Иран как никогда раньше близки к достижению политического соглашения. За последние месяцы стороны продвинулись вперед, хотя остаются разногласия.
Позиция Конгресса США с республиканским большинством осложняет ход переговоров и возможность заключения соглашения. Иран требует снятия всех санкций, а американские законодатели готовы ввести новые.
Законопроект сенаторов Кёрка и Менендеса предполагает введение новых санкций, если соглашение не будет достигнуто до 30 июня. А законопроект сенатора Коркера, главы международного комитета делает сделку с Ираном недействительной без согласия Конгресса. Законопроект Коркера будет вынесен на голосование в комитете уже на будущей неделе, хотя президент Обама просил Конгресс подождать завершения переговоров с Ираном.
Говорит Сэнди Бергер, советник по национальной безопасности в 1997-2001 гг.:
Не представляю себе, как за сотрудничество с Ираном мы будет наказывать японские или индийские банки"Сэнди Бергер
"Если переговоры сорвутся, а Конгресс примет новые санкции, нас не поддержат партнеры, единство “группы 5 плюс 1” будет нарушено. Я не представляю себе, как за сотрудничество с Ираном мы будет наказывать японские или индийские банки. Мы, что закроем для них наш рынок? Чем суровей наши санкции, тем тяжелее потом прийти к компромиссу".
Беспрецедентный шаг: 47 сенаторов-республиканцев направили открытое письмо аятолле Хаменеи, предупреждая главу Ирана о том, что соглашение может быть расторгнуто после истечения срока президента Обамы.
"Сенаторы либо хотели помочь иранцам, либо навредить президенту", – так прокомментировала историю с письмом возможный кандидат от Демократической партии на следующих выборах Хиллари Клинтон.
"В Иране не рассматривают Конгресс и президента как связку "плохой и хороший полицейский". Там думают, что американские власти просто не держат слово", – поясняет Трита Парси, президент американо-иранского совета.
В Иране не рассматривают Конгресс и президента как связку "плохой и хороший полицейский"Трита Парси
Как заявил представитель еврейских организаций США, 84% американских евреев приветствуют соглашение с Ираном. Ядерная сделка с Тегераном – это тот вопрос, где Россия выступает вместе с западными партнерами.
"Международная группа занимает единую позицию, и Россия вносит свой вклад, – говорит Дарил Кимбалл, исполнительный директор американской Ассоциации по контролю за вооружениями. – Одновременно Россия сотрудничает с Ираном в строительстве легководных реакторов, и сколько продлится это сотрудничество - пока неясно. До сих пор разногласия между Россией и Западом по Украине и другим вопросам никак не отразились на переговорах с Ираном".
Вашингтонские эксперты оценивают перспективы сделки с Ираном с умеренным оптимизмом. Провал сделки означает и обострение ситуации в регионе, и новую ядерную гонку – теперь уже в арабском мире.
Александр Панов, Дмитрий Шахов, "Настоящее время"
КОММЕНТАРИИ