Следственный комитет РФ пообещал принять меры в отношении правозащитников, посетивших следственный изолятор "Лефортово", где находятся под арестом трое арестованных по делу об убийстве оппозиционера Бориса Немцова. Речь идет о членах Общественной наблюдательной комиссии Еве Меркачевой и Андрее Бабушкине.
По итогам визита Заура Дадаева, Шадита и Анзора Губашевых правозащитники отметили, что "есть достаточные основания полагать, что к Дадаеву и Губашевым применялись пытки". Кроме того, основной организатор и исполнитель убийства Немцова Заур Дадаев заявил правозащитникам, что не убивал Немцова, что ранее утверждали следователи.
"Посещение членами Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы Заура Дадаева, арестованного по уголовному делу об убийстве Бориса Немцова, было организовано исключительно для выяснения условий его содержания", - сказано в заявлении на сайте Следственного Комитета. - "Члены этой комиссии, среди которых были Ева Меркачева и Андрей Бабушкин, не являясь участниками уголовного процесса, стали интересоваться материалами уголовного дела, таким образом, нарушив не только установленные правила, но и закон".
Меркачева и Бабушкин будут вызваны на допросы, с ними будут проведены следственные действия, направленные на выяснение мотивов, которыми они руководствовались, подробно интересуясь обстоятельствами уголовного дела"
"Подобные действия могут быть расценены как вмешательство в деятельность следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, т.е. по ч. 2 ст. 294 УК РФ. Этим действиям будет дана соответствующая процессуальная оценка. Ева Меркачева и Андрей Бабушкин в ближайшее время будут вызваны на допросы, с ними будут проведены другие следственные действия, направленные в том числе на выяснение всех мотивов, которыми они руководствовались, подробно интересуясь обстоятельствами уголовного дела и публикуя их в СМИ", - заявили в СК РФ.
"Если от обвиняемых поступят заявления о применении к ним насилия, то следствие тщательно проверит их доводы", - обещают в Следственном комитете.
Член ОНК Ева Меркачева в телефонном интервью "Настоящему времени" заявила, что обвинения Следственного комитета в адрес правозашитников являются абсурдными:
***
"Все мнения, выдвинутые Следственный комитетом и я, и Андрей Бабушкин считаем абсурдными, надуманными и нацеленными на исключение нашего допуска к задержанным. Ни одного вопроса, касающегося следствия мы не задавали. У нас есть свидетели, есть записи видеорегистраторов, которые, я надеюсь, сохранились. Камеры фиксировали на видео наши вопросы: там было очевидно, что все, что мы спрашивали входит и попадает под общественный контроль. Все, что мы спрашивали касалось нарушений прав человека. Кормили ли человека, били ли, давили ли на него? Давали ли ему право звонка, дали ли адвоката? Ничего, связанного со следствием мы не спрашивали, мы не задавали вопросы "убивал ли ты?", "где ты был в момент убийства?"
Но о том, что есть основания для проведения подобной проверки, и эта проверка должна быть проведена независимыми, честными, порядочными следователями и прокурорами - в этом сомнений у нас нет", -Андрей Бабушкин
Ни одного подобного вопроса даже в голову нам прийти не могло", - рассказала "Настоящему времени" Ева Меркачева.
"У двух из них имеются следы телесных повреждений как свидетельство о том, что к ним применялись наручники, а также наносились ударные воздействия в область головы и в область ног. Кроме того, Заур Дадаев сообщил нам о том, что в отношении его применялись пытки электротоком. Тех данных, что у нас есть недостаточно для того, чтобы сделать однозначный вывод о применении пыток. Мы не можем исключить, что какие-то другие обстоятельства способствовали появлению телесных повреждений. Но о том, что есть основания для проведения подобной проверки, и эта проверка должна быть проведена независимыми, честными, порядочными следователями и прокурорами - в этом сомнений у нас нет", - рассказал правозащитник Андрей Бабушкин.
***
Обвинения в организации убийства оппозиционера Бориса Немцова были предъявлены пятерым арестованным, задержаным в разные дни, 6 и 5 марта в Малгобекском и Назрановском районах Ингушетии. Это бывший замкомандира полка батальона "Север" Заур Дадаев, двоюродные братья Анзор и Шагид Губашевы, а также Хамзат Бахаев и Тамерлан Эскерханов. Еще один подозреваемый по делу об убийстве Немцова, Беслан Шаванов, подорвался в Грозном во время задержания.
Защита уже обжаловала решение суда об аресте Хамзата Бахаева, Шагита Губашева и Тамерлана Эскерханова. По данным чеченской службы Радио "Свобода", алиби Эскерханова подтверждается видеозаписью с камеры наблюдения в одном из ночных клубов Москвы. В ночь, когда было совершено убийство, Эксерханов был в клубе в качестве телохранителя человека, у которого работает охранником.
Что касается Дадаева, то сразу после его ареста некий источник сообщил "Росбалту", что Дадаев фактически признался в том, что организовал убийство Бориса Немцова и был непосредственным исполнителем преступления. Источник утверждал, что убийство Немцова было совершено Дадаевым из-за неоднократных негативных высказываний политика о мусульманах, пророке Мухаммеде, а также об исламской религии. Будучи человеком сильно верующим, Заур якобы не смог такого стерпеть. Остальные четверо арестованных были привлечены Дадаевым к операции, поскольку проживали в московском регионе и знали город.
Ни соратник Немцова Илья Яшин, ни политолог Сергей Алексашенко, ни другие опрошенные "Настоящим временем" эксперты и политики не верят в версию об "исламском следе", которой придерживается следствие.
"Настоящее время"
КОММЕНТАРИИ