Скоро год, как Крым – фактически остров. От Украины он отрезан КПП и базами данных российских пограничников: неизвестно, кто из украинцев благонадёжен для новой власти, а кто нет. Аннексия полуострова не только ввела новые порядки на этой земле, но и спровоцировала захват украинских предприятий, волны миграции, разрушила семьи.
***
В ночь на 27-е февраля 2014-ого группа вооружённых (потом их Путин назовёт «вежливыми людьми») захватывает здание Верховного Совета и Совмина Крыма. Под дулами автоматов депутаты выбирают нового премьера автономии - лидера «Русского единства» Сергея Аксёнова.
"Наши общие усилия увенчаются успехом только тогда, когда права каждого человека не будут ущемлены. Сейчас, как никогда, мы должны осознать нашу общую ментальность: мы - россияне".
Крымские татары стоят на своём: полуостров – Украина. В домах активистов - обыски, люди начинают пропадать (кого-то позже найдут убитыми), Меджлису не дают собраться, въезд на Родину запрещён лидерам народа. Среди татар появляются мнения: пришло время более гибкой позиции, иначе не выжить.
Диссидентское движение родилось из детей тех, для кого сама мысль о несогласии была смертельной угрозой", -Рефат Чубаров
Однако, даже при этом, - говорит председатель Меджлиса Рефат Чубаров, народ един:
"Исходя из ситуации, которая сегодня сложилась в Крыму, она оказалась намного тяжелее, чем прогнозировали даже самые большие пессимисты".
До 1-ого марта украинские церкви Крыма и татарские религиозные организации должны пройти перерегистрацию, как сейчас проходят её СМИ. «В Киеве – хунта, на Донбассе – бандеровцы»: сегодня в Крыму - российские медиа. Ни одной украиноязычной газеты не осталось. Месяц назад на независимый татарский телеканал ATR пришли с обыском – интересовались видео событий 26-ого февраля.
«Какие бы власти в Крыму ни были, они всегда заигрывали с представителями других национальных групп – чтобы таким образом придерживать татар», - говорит Осман Пашаев, татарский журналист, живущий сейчас в Стамбуле:
Покидать сейчас Крым было бы повторением депортации", -Осман Пашаев
"У крымских татар, кроме Крыма, другой территории нет. Диаспоры, которые имеют свои национальные территории, и, в большинстве случаев, свои государства, могут в худшем случае просто эмигрировать из Крыма на свои исторические родины".
Одни крымские семьи уехали на материковую Украину. Те, кому ехать некуда, остались: в сентябре их украинские дети пошли уже в другую школу – с новыми предметами: история России, военная подготовка.
"Основы религиозной культуры у нас появились. Раньше был предмет "Я и Украина", а сейчас - "Окружающий мир", - рассказала ученица 4 класса, Дарина.
При всех изменениях на полуострове, Киев по-прежнему уверен: Крым украинская территория – причём была, есть и будет.
Президент Украины Петр Порошенко:
"Россия оккупировала Крым, который был, есть и будет украинским".
Президент России Владимир Путин планы Киева вернуть Крым назовёт «вещами реваншистского характера», вспомнив про референдум. Результаты референдума, кстати, мировое сообщество не признает.
"Люди, проживающие в Крыму сделали свой выбор, к нему надо относиться с уважением. Высшим критерием истины, в данном случае, может быть только мнение самого народа", - считает Владимир Путин.
Таким был год Крыма без Украины. Крыма, о котором на фоне войны на Донбассе говорят всё реже.
Сергей Дорофеев, Дарья Кудрявцева, "Настоящее Время"
КОММЕНТАРИИ