Громкую победу на престижном американском кинофестивале "Санденс" одержала документальная лента с красноречивым названием "Русский дятел", повествующая о новом взгляде на причины аварии на Чернобыльской атомной станции.
Картина, представленная Великобританией, победила в номинации "Лучший зарубежный документальный фильм". Однако все события картины разворачиваются в Украине, и из зоны отчуждения в Чернобыле постепенно переходят на Евромайдан. О ленте, которая сейчас могла бы стать гордостью Украины, в самой Украине знают только в узких кругах: "Русского дятла" еще не представили. Корреспондент украинской службы "Голоса Америки" Татьяна Харченко встретилась на фестивале "Санденс" с режиссером ленты и актерами, сыгравшими главные роли.
Эксцентричный киевский художник Федор Александрович – главный герой документальной ленты "Русский дятел". В фильме он расследует причины аварии на Чернобыльской АЭС. По его версии авария была спланированной, а приказ о взрыве реактора был отдан Кремлем с целью скрыть провал строительства загоризонтного локатора "Дуга" вблизи станции.
В Украине власти отказали Александровичу в поддержке съемок, и он обратился к американскому режиссеру Чеду Грасии. Грасия согласился снять фильм, а оператором стал товарищ Федора Артем Рыжиков.
Рассказывает Чед Грасия, режиссер "Русского дятла":
"Я работал над спектаклем в Киеве, где Федор был нашим художником. Каждый раз, когда у нас был перерыв, он говорил мне: ты должен проверить этого "Русского дятла". Я совершенно не понимал, о чем он говорит, мой русский не столь хорош. Я думал, что он хотел, чтобы я посмотрел на какую-то птицу в зоопарке. Однако потом, начав разбираться, я узнал, что "русским дятлом" называли радиосигнал, который использовался во время "холодной войны".
На локатор "Дуга", по версии Александровича, советское руководство потратило в два раза больше средств, чем на саму АЭС. Но уже в начале 1986-го года стало понятно: "Дуга" не заработает. Взрыв на Чернобыльской АЭС, многочисленные смерти и разбитые судьбы – все это, убежден Федор, должно было отвлечь внимание от провала проекта.
Постепенно события фильма пересекаются с событиями Евромайдана. Федор Александрович убежден: и взрыв в Чернобыле, и Евромайдан, и война – все это осколки советской власти, которая до сих пор не хочет отпустить Украину.
"Я считаю, что во всем виновата система. И если люди из этой системы все еще находятся у власти, то их нужно лишить постов, не дать возможность насаждать идеологию. Нельзя играть в игру, которую они предлагают", – сказал Федор Александрович.
Американская публика хорошо приняла фильм.
Говорит Кэрон Перуди: "Я думаю, такой фильм должен был появиться много лет назад. Эта картина – открытие для многих американцев. Я немного знаю про Чернобыль, но эта лента представила совершенно иной взгляд".
"Я изучала политические системы посткоммунистических и коммунистических режимов. И во время занятий наши американские профессора рассказывали нам российскую точку зрения. Это было здорово – услышать украинские голоса, голоса людей, которые живут в Украине и видят все иначе", – поделилась своим мнением с "Голосом Америки" Джанет Бевоне.
Картина вызывает смешанные эмоции – от смеха, вызванного эксцентричностью главного героя, до слез сочувствия. После показов зрители не только аплодировали, но и предлагали денежные средства в поддержку антитеррорической операции в Украине.
"Настоящее время"
КОММЕНТАРИИ