Судебный процесс над военнослужащим Валерием Пермяковым, обвиненным в убийстве семьи Аветисян в Гюмри проведет Военный суд России в Армении, и Пермяков не будет передан армянским правоохранителям, поскольку является гражданином России.
Ранее власти Армении и генпрокурор Геворк Костанян неоднократно заявляли о том, что приложат все усилия для выдачи Пермякова и суда над ним по армянским законам армянским же судом: «Я сейчас вам обещаю и как генпрокурор, и как мужчина, что я стопроцентно, однозначно обращусь с этим требованием к генпрокурору России».
Тот факт, что правоохранительные органы Армении после задержания Пермякова сразу же не осуществили с ним необходимых следственных действий, в том числе не провели судебно-психиатрическую экспертизу, может негативно повлиять на качество расследования.
«Обвиняемого, которому уже предъявлено обвинение, должны были повести на место происшествия, и он должен был показать на месте, как совершил каждое действие, как проник в дом, как совершил убийства, а затем показать, как оказался на границе. Каждый юрист, у которого есть высшее юридическое образование, подтвердит сказанное мной, что неотложные следственные действия обязательно должны быть выполнены. Их невыполнение, естественно, приведет к негативным последствиям», - сказал адвокат Николай Багдасарян.
Убийство семьи Аванесян – не первый инцидент с участием российских солдат 102 военной базы. В 1999 году двое солдат пришли на гюмринский рынок, спровоцировали конфликт и открыли огонь. Тогда двое жителей погибли, еще девять получили ранения. Солдат скрутили и отвезли на территорию базы. Затем журналисты сообщали, что виновные получили длительные тюремные сроки в России. Весной 2013 года на танковом полигоне погибли, подорвавшись на мине, двое детей.
19 января в Ереван прибыл глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, который уже заявил, что процесс над Пермяковым может пройти публично.
Сергей Дорофеев беседовал с Грайром Тамразяном - директором главы Армянской службы Радио Свобода «Радио Азатутюн».
«НВ»: Армения для России — главный партнер, но в первые дни после трагедии Владимир Путин молчал. В итоге в Ереван прилетел не президент, а глава следственного комитета России Бастрыкин. Что это за сигнал Москвы Еревану?
Грайр Тамразян: Во-первых, скажу, что армяне очень обиделись на Путина, за то, что он так долго молчал и потом послал человека, которого никак не назовешь лидером России. Я думаю, что они просто смотрят на нас как на губернию российскую.
«НВ»: То есть для Владимира Путина эта трагедия и его молчание это возможность подчеркнуть статус Армении в глазах современной России?
Г.Т.: Не знаю, что он этим имел ввиду. Он и не извинялся, он вообще очень редко извиняется. Мы знаем, что это не в характере Владимира Путина.
«НВ»: Армяне еще ждут извинения?
Г.Т: Да, они считают, что это недостаточно просто сказать «соболезную».
«НВ»: Ваш прогноз - как трагедия повлияет на отношение армян к российским военным, к этой базе в Гюмри? И вообще к русским, потому что мы знаем, что в России - большая армянская диаспора.
Г.Т: Гюмри является одним из самых пророссийских городов в Армении, там очень трудно настроить население против России. Но, отказавшись выдать убийцу армянским властям, Россия, можно сказать, выстрелила в свою же ногу. В один день Гюмри, возможно только на время, но стал антироссийским.
«НВ»: По Вашему, Москва это понимает?
Г.Т: Я думаю, что они понимают. Но они также понимают и то, что у Армении других альтернатив нет. Они считают, что Россия очень нам необходима. И поэтому они особенно не беспокоятся. Многие считают, что это сделано нарочно, что это начало вывода российских войск из Армении. Сейчас "Интерфакс" передает, что представитель генштаба подчеркнул, что «102 российская военная база, находящаяся в Армении, с весны следующего года будет укомплектоваться исключительно военнослужащими по контракту». Это означает, что армяне смогут там служить, это является своеобразным смягчением присутствия.
«НВ»: Но этот военный чиновник также заявил, что это заявление было подготовлено задолго до трагедии в Гюмри.
Г.Т: Трудно сказать, я не считаю, что это совсем так.
«НВ»: Сегодня также и другое любопытное заявление звучит - заявление посольства России.
Г.Т: Да, там говорится: «Потеря ребенка — страшное горе. Нет таких слов, чтобы как-то облегчить боль от страшной трагедии, которая произошла. Но в этих условиях нужно оставаться людьми. Большинство все это понимает, траур — это скорбь и молитва». То есть они хотят сказать, что вот эти протесты — ни к чему, это не по-человечески, не надо этого делать. Я думаю, что это в Армении будет принято с возмущением. И, кроме того, в этом заявлении такой интересный фрагмент — они считают, что мы все должны извлечь из этой трагедии урок, сделать все, чтобы подобное больше не повторилось, «можем заверить, что преступник и все, кто мог за ним стоять, понесут заслуженное наказание». Тут появляется новый элемент, они говорят, что есть еще другие люди, замешанные в этом. Я думаю, что «вылетят головы», то есть снимут, возможно, начальника этой военной базы.
«НВ»: То есть это будет показательная порка?
Г.Т: Да, я думаю, будет чистка. Потому что там творится ужас. Мы знаем, в 99-ем году два солдата вышли на рынок и стали просто так стрелять, погибло двое жителей Гюмри и было двое раненных. Это все повторяется. Даже были репортажи о том, что они продавали оружие. Абсолютный бардак.
«НВ»: Кто и как в геополитическом смысле может воспользоваться нынешними антироссийскими настроениями в том же Гюмри?
Г.Т: Если посмотреть вокруг: Азербайджан — не думаю, что как-то воспользуется этим. Турция — очень близкий сотрудник России, самый крупный экономический партнер. Я думаю, что это просто трагедия, которая касается Армении и России.
«НВ»: То есть эту трагедию полностью вычерпывать будут сами армяне?
Г.Т: Абсолютно. Я думаю, что это будет поворотным моментом в отношениях Армении и России. Я думаю, что кроме того, после того, как Армения отказалась подписать соглашение с Евросоюзом и присоединилась к ЕврАзЭСу — это очень плохое начало. Мы знаем, что договор вступил в силу 4-го января, а 12-го января мы видим, какой беспредел творится. В Гюмри армяне видят, что российский солдат просто входит в дом невинных и убивает всех членов семьи. Это может служить поводом, или основой изменений в отношениях между Россией и Арменией.
"Настоящее Время"
КОММЕНТАРИИ