Комментарии заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина:
и сотрудника Международного фонда Карнеги по сохранению мира Тома де ВаАля:
Реакцию грузинской стороны на подписание соглашения о союзничестве и стратегическом партнерстве между Россией и самопровозглашенной республикой Абхазия прокомментировал замминистра иностранных дел Российской Федерации Григорий Карасин:
– Я вам хочу сказать, что у больного воображения всегда какие-то безграничные запросы. Дело в том, что вы очень хорошо, видимо, помните ту трагедию, которая произошла в августе 2008 года, когда режим Саакашвили напал на Южную Осетию. Тогда были убиты мирные граждане, погибли российские миротворцы, после чего Россия помогла Южной Осетии отбить эту агрессию, и вскоре после этого, в августе 2008 года, мы признали независимость и республики Южная Осетия, и республики Абхазия.
Вскоре после этого, в сентябре 2008 года, Россия подписала с Абхазией договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который действует до сих пор. Кстати, помимо этого договора, в самых разных сферах нашего взаимодействия мы подписали еще порядка 80 двусторонних документов. Сейчас в Абхазии у власти новое руководство – Рауль Хаджимба, новая команда. Прошло шесть лет после трагических событий 2008 года, и вполне естественно, что стороны задумались над тем, чтобы как-то закрепить договор на правовую базу новым договором, который теперь называется «О союзничестве и стратегическом партнерстве».
Россия, как большое государство, как мощная страна, всегда отвечает за стабильность на своих границах, и за то, что происходит по периметру границ. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы все наши соседи не чувствовали себя в опасности. На это мы всегда тратили и будем тратить много сил, нервов, финансов. Там, где надо, будем помогать и по линии экономики, и финансами. Одним словом, Абхазия и Южная Осетия шесть лет являются нашими партнерами – мы признали их независимыми, суверенными государствами. Ни о какой аннексии речи не идет. Это абсолютно прозрачный документ, где речь идет о том, чтобы расширить взаимодействие практически во всех сферах, о том, чтобы укрепить общее пространство безопасности, а оно у нас действительно общее, потому что Абхазия примыкает к нашим границам, и от того, что происходит вокруг Абхазии, зависит безопасность Российской Федерации и наоборот. Так что надуманные тезисы насчет каких-то планов аннексии, поглощения, экспансии – это все надо относить к тем людям, которые затевают программы типа «Восточного партнерства».
Грузия, видимо, чувствует себя неуютно, прежде всего, после тех преступных акций, которые совершил Михаил Николаевич Саакашвили, когда она потеряла одну пятую своей территории. Вот это, действительно, неуютно. А в том, что касается отношений между Российской Федерацией и Грузией, то мы делаем сейчас практические шаги с тем, чтобы наладить взаимодействие в тех сферах, где это возможно в отсутствие дипотношений. Такая работа ведется, и она будет продолжена. Все зависит от Грузии, потому что она разорвала отношения с Российской Федерацией, и не нам сейчас говорить или инициировать возобновление дипломатических отношений. Те, кто разрывал, те и должны восстанавливать. Но мы не будем сидеть у моря и ждать погоды, мы налаживаем взаимодействие в тех сферах, которые необходимы людям, живущим в наших двух странах, чтобы они могли общаться, ездить друг к другу, собираться на какие-то конференции и прочие мероприятия. Эта работа у нас будет продолжаться в той степени, в какой на эту работу готова каждая из сторон. Я надеюсь, что и грузинская сторона, мой коллега Зураб Абашидзе, и российская сторона, в том числе и я, к этой работе готовы и будем продолжать действовать.
"Настоящее Время"