Басманный суд Москвы перенес на 13 октября рассмотрение жалобы защиты украинской летчицы Надежды Савченко на постановление о назначении ей стационарной психолого-психиатрической экспертизы. Судебное заседание, как ожидается, состоится с участием всех заинтересованных сторон, но почти наверняка пройдет в закрытом режиме.
Разбирательство, назначенное на утро пятницы, было отложено из-за того, что Надежда Савченко, которую на днях перевели из Воронежского следственного изолятора в московский, пожелала лично участвовать в обсуждении законности назначения ей стационарной психолого-психиатрической экспертизы. В постановлении о назначении этой экспертизы защиту смущает все.
Следственный комитет в своем постановлении о назначении экспертизы не привел ни одного разумного основания, почему следователь, который подписывал постановление, сомневается во вменяемости Савченко
"Во-первых, Следственный комитет в своем постановлении о назначении экспертизы не привел ни одного разумного основания, почему следователь, который подписывал постановление, сомневается во вменяемости Савченко", – пояснял адвокат Илья Новиков. По его словам, как правило, когда человека подозревают в совершении тяжкого преступления, проводится амбулаторная экспертиза его психического состояния и только при наличии серьезных сомнений, расхождений во мнениях врачей-членов комиссии, может ставиться вопрос о назначении стационарной экспертизы в психиатрической клинике. Но в случае с Надеждой Савченко произошло иначе.
"Следователь просто написал, что у него возникли сомнения во вменяемости Савченко, поскольку она совершила исключительно жестокое преступление, а защита о существовании постановления о направлении на психолого-психиатрическую экспертизу узнала спустя неделю после его вынесения, – говорит Илья Новиков. – Нас поставили перед фактом. Постановление было подписано следователем 18 августа, а объявлено защитникам 26 августа. И ни малейших процессуальных возможностей повлиять на постановку вопросов этой экспертизы, на выбор учреждения, в котором ее будут проводить (в качестве учреждения был выбран Институт им. Сербского), ни на то, что экспертиза может быть амбулаторной, а не стационарной, у защиты не было".
Следователь вообще вынес решение о стационарной психиатрической экспертизе, чтобы изолировать Надежду Савченко от адвокатов
По мнению Ильи Новикова, следователь вообще вынес решение о стационарной психиатрической экспертизе, чтобы изолировать Надежду Савченко от адвокатов, поскольку организовать встречу с защитниками в Институте им. Сербского гораздо труднее, чем находясь в следственном изоляторе. Разбираться во всех этих нюансах суд будет за закрытыми дверями – об этом просил следователь, которого поддержал прокурор.
"Будет разглашена не только тайна следствия, но и биографические данные Савченко, сведения о ее частной, семейной жизни и, конечно, информация, представляющая врачебную тайну", – говорили следователь с прокурором. Вместе они убедили судью в том, что присутствие журналистов при обсуждении возможности психиатрического освидетельствования Савченко нарушит в первую очередь ее законные права и интересы.
Адвокаты Надежды Савченко против закрытия слушаний возражали, заявляя, что следствие проявляет лживую заботу и на самом деле преследует цель скрыть от общественности то, что будет проходить в зале.
Они решили закрыть судебное заседание, чтобы общественность не узнала, насколько доводы, изложенные следствием, смехотворны
"Полагаю, что решение ходатайствовать о закрытии процесса следствие приняло после того, как перечитало собственное постановление о назначении экспертизы, в котором нарушение на нарушении, – говорил адвокат Николай Полозов. – Они решили закрыть судебное заседание, чтобы общественность не узнала, насколько доводы, изложенные следствием, смехотворны, что экспертизу проводить по таким основаниям стационарную психиатрическую невозможно".
Вероятнее всего, 13 октября, когда вопрос о законности назначения стационарного психиатрического освидетельствования Надежды Савченко суд будет рассматривать уже в ее присутствии, защита попробует добиться отмены решения о закрытом режиме слушаний, но следователь и прокурор вновь заговорят о необходимости соблюдать ее право на частную жизнь.
Тем временем эксперты обсуждают, на чем основано решение Следственного комитета РФ о направлении украинской летчицы Надежды Савченко на психиатрическую экспертизу и не были ли нарушены ее права. Среди них профессор кафедры социальной психиатрии и клинической психологии Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов Роман Войтенко.
– Вы внимательно следите за делом Надежды Савченко. Были ли основания, по вашему мнению, для направления ее на психиатрическую экспертизу?
В действиях следователей "нашла коса на камень". Поэтому возникло желание попытаться разобраться с ней через судебную психолого-психиатрическую экспертизу
– Надо все поставить на свои места. Во-первых, по тому рисунку ее поведения, по ее жизненному пути, который она прошла, и по тому, как она держалась, будучи задержанной, никаких особых оснований для проведения психолого-психиатрической судебной экспертизы я не вижу. У нее не было нелепостей в поведении. Она очень четко и жестко себя держала в этой ситуации, нужно отдать ей должное. Судя по всему, а это мое личное мнение, в действиях следователей "нашла коса на камень". Поэтому возникло желание попытаться разобраться с ней через судебную психолого-психиатрическую экспертизу. С другой стороны, суд имеет право любого человека направить на амбулаторную, а, если надо, то и на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу. И никаких нарушений, процессуальных или законных, я в данном случае не вижу. Может направить суд, может следователь, может прокуратура.
– Имеет ли какое-то значение для решения Следственного комитета России о направлении ее на экспертизу тот факт, что она является гражданкой другой страны – Украины, в данном случае?
– Какое это имеет отношение к делу? Раз оно ведется, то оно ведется в рамках российского уголовного делопроизводства. Это ведь и защита человека. А если "дурной" человек, не россиянин, но попал сумасшедший в какую-нибудь историю, как же не проводить ему экспертизу? Это ведь вторая сторона дела – социальная защита. По закону имеют право, и тут нет процессуальных нарушений. Дело в другом – очень трудно объяснить, почему решили проводить такую экспертизу. Ведь для того, чтобы направить на ее прохождение, должно быть постановление следователя. Он там должен изложить эти причины, какое-то основание для направления на экспертизу. Но что он там написал, мы не знаем. И ничего сказать не можем по этому поводу.
– Первая информация об этапировании Надежды Савченко появилась от ее родных, которые сообщили, что ее якобы перевозят из Воронежа в Петербург. Эта информация не подтвердилась, Савченко оказалась в Москве и, в случае отрицательного для нее решения Басманного суда, будет проходить экспертизу в Институте имени Сербского. Есть ли какие-либо правила определения места проведения таких экспертиз?
Закон не запрещает (если есть направление, если суд решает) проводить экспертизу в таком высококвалифицированном учреждении
– Первичная судебно-психиатрическая экспертиза должна проводиться там, где ведется уголовное дело, там, где она содержится под стражей. В Курске, так в Курске, в Воронеже, так в Воронеже… А Институт имени Сербского является более высокой инстанцией по отношению к первичной экспертизе. Но, с другой стороны, закон не запрещает (если есть направление, если суд решает) проводить экспертизу в таком высококвалифицированном учреждении. Суд чего хочет, то и делает. На то он независимый суд. А какой "независимый", мы с вами знаем, – говорит Роман Войтенко.
Старший лейтенант вооруженных сил Украины Надежда Савченко была захвачена вооруженными сепаратистами в Луганской области в июне, а затем, как она утверждает, силой была переправлена на территорию России, где и была задержана. Следственный комитет России обвиняет ее в соучастии в убийстве двух российских журналистов, которые погибли во время освещения конфликта между пророссийскими сепаратистами и правительственными войсками на востоке Украины.
На слушаниях 27 августа суд в городе Воронеже отказался освободить ее под залог и продлил срок содержания под стражей до 30 октября. Также он постановил, что Савченко будет отправлена в Москву на психолого-психиатрическую экспертизу. Это судебное решение и обжалует сейчас защита Надежды Савченко в Басманном суде Москвы.