Уже пятые сутки тысячи жители Новгородской области остаются без электричества и тепла из-за обрыва проводов после мощного снегопада. В деревнях и поселках свои дома от разморозки отопления и своих животных в подсобных хозяйствах люди спасают сами, как могут. Власти лишь говорят: ждите, работаем. А под постами на официальных страницах чиновников десятки комментариев, авторы которых пишут, что устали от бесконечного вранья, коррупции и власти живущей "в своем мире".
Текст: "Окно"
Отключения электроснабжения начались с прошлой субботы из-за последствий циклона “Джулия”, пришедшего в регион из Петербурга. Без электричества в Новгородской области остались больше 22 500 жителей в 556 населенных пунктах. Утром в понедельник власти сообщили, что в 14 районах было отключено 94 линии электропередачи, а на ликвидацию последствий направлены 87 ремонтных бригад – 337 специалистов и 95 единиц техники. Жители многих деревень до сих пор сидят без света, помогая друг другу выжить.
Деревня Шевелево, Савинское сельское поселение, света нет три дня! В деревне более 200 домов! Люди без света, связи! Чем они хуже тех, кому свет уже дали?! Почему бы не подключить регулярную армию в помощь электрикам для расчищения завалов?!!! У нас уже реально ЧС, как наши власти не хотят это понять?!!! Их успокоительные слова звучат как "света нет, но вы держитесь".
Этот комментарий под очередным постом главы Новгородского муниципального района Александра Дементьева об отключении электричества оставила жительница Шевелево Анна Осьмак. Газа в населенном пункте на 200 домов нет. Старики топят печки, но в деревне, по ее словам, живет много молодежи, и у них в домах электрокотлы, а значит, нет электричества – нет тепла.
– Уже пошли пятые сутки, и мы спасаемся, как можем, на бензогенераторе, – говорит она. – Но целый день сидеть на нем не будешь, он сжирает очень много бензина. Пенсионеры не могут себе такое позволить. Включают его на какой-то небольшой промежуток времени погреться и телефон зарядить. Но у многих в деревне и генераторов нет, они телефон заряжать приходят к соседям. Вот так вот не живем, а выживаем все эти дни. Днем у нас есть связь, а после восьми вечера человек с генератором, который подключает его к вышке сотовой связи, уезжает, и мы до следующего дня остаемся полностью безо всего. Ни света нет, ни связи, ни интернета.
У Анны с мужем есть квартира в городе, в которую можно было бы уехать, забрав четверых собак охотничьей породы, но они не могут бросить дом, потому что иначе система отопления разморозится. В том числе и теплые полы. Кто-то из соседей как альтернативу бензогенератору используют газовые пушки и газовые печи. Региональные и районные власти предлагали всем желающим жителям ехать в пункты временного размещения в деревне Болотная и в гостинице "Айсберг" в деревне Хатынь.
– Вы же понимаете, что туда никто не поедет. Если нам всем красиво это покажут по телевизору, поедут, наверное, старики брошенные, одинокие, неходячие, – говорит Анна. – Может быть, мамочки с маленькими детьми, которых мужья туда отправят, чтобы они были в тепле. А так это показуха больше, никому не нужная. Людям нужна реальная помощь, вот только сегодня начали кому-то там развозить по деревням бензин для бензогенератора. Но мало кто знал, оказывается, что можно было оставить заявку и тебе привезут. Да и почему мы должны отсюда уезжать обратно в город? Нам говорили – "поднимайте сельское хозяйство, развивайте деревню", вот мы и приехали развивать. Многие завели животных – кур, овец, свиней, коров. Почему они должны сейчас это все бросить из-за простой халатности? Просеки было летом не расчистить?
Анна с мужем живут в Шевелево три года и говорят, что с отключениями сталкиваются уже не в первый раз, и не только зимой, но и летом. Тогда тем, у кого есть колодцы, приходилось опускать туда продукты, чтобы они не испортились.
– Линии все изношены, тут надо полностью все модернизировать, а не дыры латать, – говорит Анна. – Деньги вроде как выделены на это, но где они, мы понять не можем. Еще пару дней так [без света], и мы уже привыкнем, наверное. 2025 год, а живем как в каменном веке, при свечах. По телефону этой единой диспетчерской службы просто не дозвониться. Свет обещали вчера еще в семь вечера дать, мы даже спорили. Не дали.
В глухой обороне
Деревня Новоселицы, что в получасе езды от Новгорода, сидит без электричества с вечера воскресенья. Ольга живет здесь пять лет и ни разу за это время не видела, чтобы кто-то обслуживал линии электропередач. Отключения случаются в любое время года, независимо от погоды. Зимой люди сидят без тепла, иногда сутками, летом – без холодильника.
– Не спасает ничего, вот сегодня ночью минус 15, а дома уже +8, не дай бог система отопления разморозится, у нас только электричество, – говорит Ольга. – Из дома с ребёнком уходим ночевать в гарнизон, там несколько пятиэтажек, школа и садик, и обычно стараются не отключать. На одну ночь уезжали в город к знакомым. Власти ничего совсем не делают. В многоэтажках также воду отключили, привезли цистерны на третий день только. У наших соседей инвалидность, они на бензин для генератора за эти дни половину пенсии спустили уже. Включают всего на несколько часов в день. Я сегодня звонила в прокуратуру, там просто записали обращение. Хотим переехать, если честно, хоть здесь и родились. Но дальше только хуже. Глава поселковой администрации лично развозит бензин, на пятый день апокалипсиса.
– Ничего не сделано. От слова совсем. Администрация в глухой обороне, – говорит жительница деревни Пятница Татьяна Гореликова. – У них воду просили – а предложен ПВР (пункт временного размещения). Разговариваем как слепой с глухим. Спасение от мороза – только печь. Кому повезло – генератор. А животные сейчас на выживании. Корм, вода есть. Будем надеяться, что переживут. Уехал ли кто-то в ПВР, не знаю, информации нет. Думаю, вряд ли. В такой мороз не топить дом – самоубийство.
По словам Ольги, в ПВР из Новоселиц никто не уехал. Идею с перемещением людей из замерзающих деревень в ПВР жители в целом не оценили, о чем тоже написали в комментариях под постами в официальном паблике Новгородского муниципального района.
"Это смех, люди с других районов должны ехать больше 30 км куда куда?!!!
Дом не оставить без присмотра – животные, насосы, техника, т.к сегодня обещают мороз. Просто скажите всем по районам, когда будет восстанавливаться. Или "бригада работает уже ", а по факту вчера оставили повторную заявку, до сих пор никто не приехал. Все сидят и мерзнут, пока администрация ни хрена не делает и отмалчивается. В нашей деревне уже нет связи совсем – билайн, теле2, мтс, мегафон - все полетело. Позор просто", – пишет пользователь Карина Алита.
Под постами десятки возмущенных комментариев, начинающихся одинаково: с названия населенного пункта, даты и времени, с которого нет электричества. И вопроса "когда включат свет?". Ответы с официальных аккаунтов Новгородского муниципального района и Новгородского филиала "Россети Северо-Запад" такие же однотипные, с длинным пассажем о том, что восстановительные работы ведутся ремонтными бригадами безостановочно и извинениями за доставленные неудобства.
Тут же пользователи пишут, что спрашивать за то, что люди по несколько суток сидят без света, нужно не с ремонтных бригад, а с руководства филиала Россетей, не способного укомплектовать штат сотрудников.
"Товарищи дорогие, поймите, вы наконец, что численность работников на некоторых участках равна нулю. А в большинстве подразделений едва дотягивает до 30-50% от штатного расписания. Никто работать в Россети не идёт, зарплаты маленькие (приходите, если хотите 36 тысяч на руки), будете работать день и ночь без выходных, а на некоторых участках постоянно в командировках. Виновата система в целом и наш негласный запрет на повышение ЗП как в соседнем (питерском, например) регионе. Оставшиеся сотрудники уже на 50 процентов предпенсионного возраста, молодёжь за тридцатку работать не будет, результат вы видите сами в каждый снегопад, в каждый ураган или при любом обледенении", – написал Константин Ковешников.
Неперспективные
Еленой Сташковой из деревни Старое Куравчино электроснабжение уже восстановили. Но пока его не было, ей пришлось срочно ехать и отогревать в сарае двадцать куриц, для которых зимой постоянно работают инфракрасные лампы. Елена живет в городе, ее деревенский дом летний, неотапливаемый. Каждый день она ездит 30 километров, чтобы накормить домашнюю птицу и забрать яйца.
– У меня бревенчатый сарай и пристройка из фанеры, слегка утепленная, – рассказывает она. – Когда все отключили, вода в поилке для куриц замерзла уже утром, а к вечеру до – 15 обещали. Я пыталась поднять температуру газовой горелкой. Ставила ее у ведра, в ведро камни. Всё это грелось и постепенно отдавало тепло. Но с таким обогревом из сарая нельзя выходить. Везде сено, опилки. На работе мужики посоветовали натопить баню и кур туда переселить. Я уже поехала топить, и тут свет дали.
В Старом Куравчино всего 15 домов, а тех, в которых люди живут круглый год – три. Остальные – дачники. Лет 15 назад жители, которым Россети отказали в установке нового трансформатора, назвав деревню "неперспективной", скинулись на него сами. Старого не хватало даже на три дома. Потом несколько лет возили плитняк и песок, чтобы сделать в деревню нормальную дорогу. Тоже за свой счет. Но вслед за этим в Старое Куравчино пришел газ, и дороги не стало. Проектировщики Газпрома решили, что дешевле и выгоднее проложить газовую трубу прямо вдоль дороги.
– Нам все раскопали, но после того, как мы подняли шум, привезли две машины гравия, – рассказывает Елена. – Все это разровняли, перемешали с глиной и уехали. Мы теперь с ужасом ждем весны. Лет шесть просили столб поменять, который на проводах висел. Только в этом году поменяли, и то благодаря сельсовету. А теперь его расформировывают. Я все это рассказываю не для того, чтобы пожаловаться. Просто, если уж мы никому не нужны, хоть не мешали бы.
Из пятнадцати домов в Старом Куравчино к газу подключилось только два. Елене такое удовольствие не по карману, труба от ее участка слишком далеко – 80 метров. За то, чтобы дотянуть газ до дома, нужно заплатить 300 тысяч рублей. Еще минимум столько же нужно отдать за установку системы отопления. Таких денег у нее нет. Ближе к лету она помимо кур, несущих яйца, заводит еще и бройлера. В первые недели температура в помещении для него должна быть больше 30 градусов, влетает в копеечку. Пенсионерка признается, что содержать даже такое небольшое хозяйство дорого, но бросать не хочет.
– Накладно, конечно. В прошлый сезон за электричество 32 тысячи с копейками выходило, – говорит Елена. – Да и тяжело. Дороги до дома полгода практически нет. Оставляешь машину у асфальта, на обочине, надеваешь резиновые сапоги и вперед, по грязи. Метров пятьсот до дома. С кормами в ведрах тоже особо не находишься, конечно. Я как-то на машине попробовала, весь день потом откапывалась. Больше не суюсь. Но, знаете, когда поешь свои продукты, магазинные уже не хочется. Думала, пойду на пенсию, будет доход мне какой-то дополнительный, а получилось наоборот: чтобы позволить себе такое занятие, на работу пришлось выходить.
Новая подстанция для губернатора
Пока новгородские поселки и деревни погружены во тьму, региональную власть "разносят" не только замерзающие в своих домах жители, но и оппозиционные политики.
– Правительство Новгородской области привычно ссылается на то, что налипший снег оборвал провода. Но виноват не циклон "Джулиан". Десятилетиями не модернизируется энергетика области, сотни миллионов из регионального бюджета списываются куда угодно (на разрастающийся штат чиновников, служебный транспорт, непонятные конторы, прилипшие к областной казне, форумы, фестивали и чемпионаты, выступления газмановых и вань дмитриенко, канатную дорогу через Волхов), но только не на то, что нужно людям. Кстати, резиденция Шарматово, в которой живет губернатор Никитин, от блэкаута не пострадала, ее снабжает новая подстанция, электричество подается по современным СИП-кабелям, – пишет новгородский политик Ксения Черепанова.
В Шарматово, которое расположено в том же Савинском сельском поселении, что и деревня Шевелево, действительно все хорошо. И не только со светом.
– Да, так оно и есть. Там свой мир! Даже дорогу только до них чистят, а дальше не люди живут, – говорит Анна Осьмак про губернаторскую резиденцию.
Вечером 5 февраля на официальной странице губернатора Новгородской области Андрея Никитина появилось сообщение о том, что на девять часов утра электричество отключено в 14 муниципалитетах региона, и без него остаются более 20 тысяч жителей. Также говорится, что ситуацию Никитин держит на личном контроле.
В деревне Шевелево электроснабжение восстановили поздним вечером среды, спустя пять суток.
Отключения продолжительностью в несколько суток уже не первое в этой зимой в Новгородской области. В начале ноября из-за ветра снегопада без света остались порядка 19 тысяч жителей региона. Это было не первое за месяц отключение. Сообщалось, что работы по ликвидации последствий осложнены колебаниями температуры в районе нуля градусов.
В начале декабря 2024 года из-за обильных снегопадов более ста населенных пунктов в Карелии, а также Смоленской и Тверской областях остались без электричества. В ответ на просьбы запастись терпением местные жители обвинили власти в бездействии. В Лахденпохском районе Карелии жители 14 посёлков больше 10 дней ждали возобновления подачи света, тепла и воды после сильного урагана.