Ссылки для упрощенного доступа

Склоняют к участию в войне. Как в России используют закон "о пробации"


В России вводят постпенитенциарную пробацию – так называют набор мер помощи людям, отбывшим наказание. Правозащитники считают, что российские тюремщики не способны качественно организовывать социальную помощь. По их данным, в нынешних условиях пробация может также использоваться для сохранения финансирования ФСИН и вербовки на войну.

Иван Асташин отсидел больше девяти лет по политическому уголовному делу. После освобождения он находился в "Перечне террористов и экстремистов" Росфинмониторинга, поэтому даже не мог открыть на свое имя банковскую карту. Но поражены в правах и люди, сидевшие за обычные преступления.

– Когда освобождаешься из мест лишения свободы, тебе покупают билет до места прописки и дают около 800 рублей материальной помощи. Что делать, если нет близких, готовых помогать? Нет денег, чтобы купить одежду, нет на минимальный набор бытовых вещей. Человек отсидел пять, десять, пятнадцать лет – у него ни телефона, ни постельного белья – ничего нет. Люди, у которых нет поддержки, очень быстро возвращаются обратно, за решетку, – говорит он.

Значительная часть освобождающихся из колоний людей достаточно быстро вновь оказываются за решеткой. По данным Генпрокуратуры, 57% преступлений в 2024 году совершили ранее судимые люди.

Найти работу на воле после долгих лет отсидки тоже оказывается непросто.

– По ряду статей административный надзор дают автоматически, дают его также тем, кого в колонии признавали злостным нарушителем. Таким образом, его получает достаточно большой процент заключенных, – рассказывает Асташин. – Популярное ограничение в рамках административного надзора – запрет выходить из дома в ночное время, запрет покидать регион проживания. На ночные работы, работы вахтой берут без особого разбора. Но из-за административного надзора и они закрыты для бывших заключенных.

В феврале 2023 года в России был принят закон "О пробации". Он предусматривал создание в 2024 году системы поддержки для тех, у кого заканчивается срок лишения свободы. Постпенитенциарная пробация, то есть помощь для освободившихся, должна быть налажена в 2025 году.

Впрочем, в Минюсте и ФСИН уже заявили, что в 2024 году оказали помощь десяткам тысяч освобождающихся из мест лишения свободы, подписали сотни соглашений с другими ведомствами для координации помощи бывшим заключенным: региональными департаментами здравоохранения, службами занятости и т.п. По данным тюремщиков, они помогли 1,6 тысячи осужденных перед освобождением восстановить связи с родственниками. В колониях проведено 35 тысяч занятий в рамках курсов подготовки к освобождению, 700 ярмарок вакансий, 16 тысяч человек получили содействие в трудоустройстве.

Создатель проекта "Гулагу.нет" Владимир Осечкин говорит, что те, кто обращается в организацию за помощью, рассказывают о том, что их склоняли к участию в войне в Украине.

– Со многими из освободившихся проводят устные беседы, некоторые сообщают о памятках и буклетах с рекламой ВС РФ. Ехать на войну предлагают поголовно всем, у кого непогашенные иски о возмещении ущербам по уголовным делам, – утверждает Осечкин.

Сотрудники ФСИН и раньше должны были помогать освобождающимся из мест лишения свободы. Эти обязанности закреплены 181 статьей Уголовно-Исполнительного Кодекса: тюремное ведомство должно обеспечивать освобождающихся деньгами, одеждой по сезону и продуктами питания, а также помогать в установлении связей с родственниками.

– Грубо говоря, есть подача под видом пробации обычных функций уголовно-исполнительной системы в надежде на создание видимости прогресса. Если такие меры не реализовывались ранее, то понятно, почему такая высокая доля рецидивов, – говорит правозащитница из Петербурга, попросившая не указывать ее фамилию. – ФЗ "О пробации" демонстрирует колоссальную отсталость и дисфункцию российской уголовно-исполнительной системы. Все эти меры должны осуществляться в любом случае по отношению ко всем осужденным. Поражает, что спустя столько времени приходится законодательно указывать уголовно-исполнительной системе, что она, на минуточку, не карательная, а исправительная и реабилитационная, – считает она.

Правозащитники с пессимизмом воспринимают то, что координировать процесс адаптации освобождающихся будет ФСИН, "которая уже не раз публично обанкротилась в своих способностях исправлять заключенных", как в 2022 году во время обсуждения законопроекта о пробации написали эксперты фонда "Общественный вердикт".

Зарплата выше среднего

В 2025 году, в рамках постпенитенциарной пробации в регионах должны быть созданы центры, в которых экс-арестантам временно могут предоставить жилье, продукты, одежду, помочь с работой. Такие центры существовали в России и раньше, но теперь государство намерено интенсифицировать, расширить и систематизировать эту работу. Зарплаты сотрудникам службы пробации обещают выше средней по ФСИН. Корреспондент Север.Реалий нашел вакансию старшего инспектора группы пробации в городе Оленегорске Мурманской области с зарплатой от 55 до 92 тысячи рублей (средняя зарплата по отрасли в регионе около 55 тысяч рублей).

Предполагается, что в центре пробации бывший заключенный может получать помощь в течение примерно года с момента освобождения. Ему должны прописать индивидуальную программу, которая предусматривает также и требования к его поведению и образу жизни. Если требования не будут выполняться, то он потеряет право на участие в программе пробации.

В СЗФО тоже появятся такие центры пробации. В Пскове и Архангельской области центры они будут на базе некоммерческой организации "Другой формат", помогающей людям в трудных жизненных ситуациях. В Мурманской области заявку на создание центра пробации подала аналогичная организация "Пробуждение". Мурманский центр начнет работать в феврале, сумма расходов на первый год может составить более 25 миллионов рублей. Ещё один центр пробации появится в Коми.

Государство в целом поощряет помощь бывшим арестантам со стороны НКО, говорит представительница НКО, работающая в одном из северо-западных регионов России..

– Мы можем помочь в обустройстве жилья, например, с красивыми шторами, матрасами, одеялами, подушками, постельным бельем, книгами, посудой, бытовой техникой и личной одеждой. Если бывшему заключенному негде жить, УФСИН направляет его в дом милосердия. Освободившиеся приходят к нам за теплой одеждой, одеждой для дома и работы, – рассказывает она. – Если нет еды, мы даём телефоны дружественного фонда. Также мы привлекаем бывших заключенных к волонтерской работе по погрузке машин в наших пунктах выдачи гуманитарной помощи. Ощущение того, что они, находясь в трудной жизненной ситуации, помогают другим, даёт им новые силы. Помощь бывшим заключенным ведётся нашим фондом на волонтерской основе: мы подавали на грант, но не добрали баллов. Поэтому обустроить центр нам помогают предприниматели. Городская администрация выделила безвозмездно помещение, 60 метров квадратных. Оборудовать центр помогли благотворители.

В январе Фонд президентских грантов подвел итоги первого в 2025 году грантового конкурса (они проводятся дважды в год). Получили гранты 18 инициатив, направленных на ресоциализацию заключенных. (из 1497 победителей конкурса). 4,6 млн рублей выиграло чеченское НКО, одновременно собирающееся заниматься социальной адаптацией заключенных и помощью членам семей "бойцов СВО" (так российские власти и СМИ называют войну в Украине). 4,9 млн рублей получил нижнетагильский фонд, помогающий бывшим заключенным и людям, живущим с ВИЧ. 1,7 млн рублей достался создаваемому в Красноярске центру пробации, 4,9 млн – центру пробации Кузбасса. 1,9 млн рублей выделили на подготовку к освобождению заключенных с алкогольной и наркотической зависимостями в Хабаровском крае. 3,7 млн рублей дали на приют для бездомных, освобождающихся из колоний в Калининградской области. Грант в 626 тысяч рублей выделили на арт-терапевтические занятия для красноярских заключенных. Почти миллион рублей дали проекту, пропагандирующему самозанятость среди краснодарских арестантов.

Все эти проекты не полностью финансируются из президентских грантов. На социальную адаптацию бывших заключенных можно получить и региональные гранты. Например, центр пробации в Татарстане создается на грант раиса республики.

Система пробации пока мало понятна сотрудникам ФСИН, об этом рассказывается на странице калининградского НКО "Становление": "Мы посетили уголовно-исполнительную инспекцию по Калининградской области, чтобы обсудить вопрос окончательного включения нашего клиента в программу пробации после его освобождения из мест лишения свободы. Возникло множество вопросов, связанных с реализацией данного закона. Нам показалось, что даже самим сотрудникам было сложно понять, что именно они должны делать. Человеку негде жить – ему предлагают варианты, негде работать – предлагают варианты, одеть – предлагают взять одежду, когда-то переданную благотворителями. Но что делать, если нет денег, чтобы добраться до предложенных мест? И что делать, если город изменился до неузнаваемости за последние 10-17 лет: изменились технологии, телефоны, способы оплаты в магазинах, сами магазины – теперь нужно всё брать самому. А как? А что? Люди, выходящие на свободу из-под постоянного строгого контроля учреждений, при включении в программу возвращаются будто обратно под строгий контроль, где им сразу грозят пальцем и говорят о неминуемом наказании и исключении из программы за то, что где-то не успеешь. Возможно, это неплохо и тренирует ответственность, но это мы увидим уже в ближайшем будущем”.

Некому сидеть

Внедрение пробации происходит на фоне быстрого сокращения количества заключенных в России. По данным уполномоченного по правам человека в РФ, с 2015 по 2022 годы "тюремное население" России сократилось с 646100 до 465896 человек. В 2023 году на фоне вербовки заключенных на войну ФСИН перестала публиковать официальные данные о количестве заключенных.

В начале 2023 года замминистра юстиции Андрей Логинов говорил о 360 тысячах отбывающих наказание. В конце 2023 года другой замминистра юстиции, Всеволод Вуколов, заявил о том, что в российских колониях осталось всего 266 тысяч заключенных. По данным создательницы организации "Русь сидящая" Ольги Романовой, в России только за первые шесть месяцев 2024 года закрылось 57 колоний.

Введение пробации правозащитники начали лоббировать более 10 лет назад, когда численность "тюремного населения" была около 800 тысяч человек, говорит бывшая сотрудница ФСИН Анна Каретникова.

– То, что ФСИН использует эту идею сейчас, лежит в другой логике: это нужно для сохранения финансирования ведомства. Внедрение пробации именно сейчас надо для освоения и оправдания выделяемых средств. Что в целом не исключает общей полезности пробации, – считает она.

В самом тюремном ведомстве – низкие зарплаты и кадровый голод, так что информацию о пробационной работе встречают язвительными комментариями в сообществах сотрудников ФСИН в соцсетях.

"А где центр пробации самих сотрудников? У них тоже тяжёлая жизненная ситуация – слишком маленькое денежное довольствие", – такой комментарий оставлен под новостью о том, как в Удмуртии сотрудники ФСИН помогли найти работу осужденному.

"Лучше бы сотрудникам квартиры давали, а не жуликам, позор системе"; "Правильно, ему важнее. Давайте им всем дадим по квартире. Сотрудникам же не надо ничего давать"; "То есть, те кто натворил ухи на воле, посидел, имеют право на халявные квадраты, так что ли получается?" – реакция на то, что в Бийске ФСИН помогла осужденному, восемь лет стоявшему в очереди, получить у государства квартиру.

В тюремном ведомстве пробацию пока не воспринимают как важное направление работы, замечает администратор телеграм-канала "Оперативный обзор" Семен Фищук, ссылаясь на свои источники во ФСИН, что в тюремном ведомстве пробацию пока не воспринимают как важное направление работы. 3 февраля в отставку отправили замглавы Минюста Всеволода Вуколова, курировавшего и продвигавшего пробацию.

XS
SM
MD
LG