Ссылки для упрощенного доступа

Раздолбайство или теракт? Что случилось с танкером Koala в Усть-Луге


Танкер Кoala в порту Усть-Луга
Танкер Кoala в порту Усть-Луга

В воскресенье 9 февраля в Ленинградской области, в порту Усть-Луга случилось ЧП на танкере Koala, перевозившем мазут. Танкер с большим грузом мазута застрял в порту. Выяснилось, что на нем произошел взрыв. А спустя сутки силовики заявили, что на судне мог быть теракт.

Текст: "Окно"

Сначала СМИ написали о том, что танкер тонет, но вскоре губернатор Ленобласти Александр Дрозденко сказал, что в машинном отделении случился "техногенный инцидент во время запуска двигателя", и отделение повреждено. Сам танкер при этом остался на плаву, и угрозы разлива нефти нет. На борту судна 130 тысяч тонн топлива. По данным телеграм-каналов, в машинном отделении произошел взрыв, после чего судно начало наполняться водой. Информацию о взрыве позднее подтвердил Росморречфлот.

На борту судна, которое ходит под флагом Антигуа и Барбуды, было 24 члена экипажа: четверо россиян, восемь граждан Грузии и 12 индонезийцев. После случившегося экипаж был полностью эвакуирован.

Сразу же после аварии выяснились интересные факты. Издание "Вёрстка" обратило внимание, что танкер Koala связан с гражданином Латвии Алексеем Халявиным. Управлением судна занимается кипрская компания Lagosmarine, номинальным владельцем значится некий гражданин Греции, а реальным бенефициаром выступает Халявин. Об этом еще в сентябре прошлого года писало издание The Insider. Фирмы, связанные с Халявиным, являются одними из крупнейших покупателей российской нефти в обход потолка цен, выяснили журналисты.

Кроме того, со стороны Израиля в адрес компании Lagosmarine звучало обвинение в том, что она перевозила иранскую нефть в интересах Корпуса стражей Исламской революции и проиранской шиитской группировки "Хезболла", которая в США признана террористической. В начале года Lagosmarine оказалась в американских санкционных списках как часть российского "теневого флота".

Финляндия, в свою очередь заявила, что инициирует собственное расследование инцидента с танкером Koala в порту Усть-Луга в Ленинградской области, и направила в район Финского залива самолёты приграничной разведки. По итогам этих вылетов финские пограничники не увидели признаков попадания мазута в воды Финского залива. Однако после произошедшего финские власти усилили готовность к ликвидации разливов нефтепродуктов.

По словам председателя правления некоммерческого партнерства Экологический союз Семена Гордышевского, он располагает только той информацией по поводу аварии, которая есть в СМИ, тем не менее, ему несложно сделать предположение о том, что происходит.

– Думаю, если бы была утечка мазута, слухи об этом уже распространились бы. Поэтому склоняюсь к тому, что утечки все-таки нет, хотя на сто процентов утверждать, конечно, нельзя. Дугой важный момент, есть ли угроза разлива нефтепродуктов в дальнейшем? – спрашивает Гордышевский. – Судя по тому, что сообщают, ее тоже нет. Объясню, почему я так считаю. Если бы в машинном отделении в результате "технологического инцидента", как они назвали взрыв, была реальная пробоина, через нее набиралась бы вода, но судно, как мы видим, на плаву. Если бы при этом пострадали танки (резервуары для нефтепродуктов на судне. – СР), можно было бы подогнать другой танкер и перекачать в него содержимое с пострадавшего. Но этого тоже не происходит. А то, что вокруг корабля поставили боны, так это мера предосторожности со стороны руководства порта, что вполне разумно. То есть сам факт их установки вовсе не означает, что какая-то часть мазута уже разлилась.

В пользу отсутствия утечки нефтепродуктов, по его словам, говорит и отсутствие каких-либо публичных заявлений со стороны надзорных органов. В любом случае, единственное, что остается – ориентироваться на официальную информацию. Проверить ее у независимых экоактивистов возможности нет.

Виновные есть, наказания нет

Танкер Koala, на котором произошло ЧП, построен в 2003 году в Корее. Он несколько раз менял собственников и совершал рейсы под флагами Панамы, Либерии, Палау, Антигуа и Барбуды, а в порт Усть-Луги прибыл за три дня до инцидента. Он из так называемого "теневого" флота России, который используют для обхода западных санкций, и состоит из старых судов. Но возраст танкеров, говорит Гордышевский, не главное.

– Как инженер по образованию могу сказать, что возраст судна особой роли не играет, – поясняет он. – У судов существуют плановые и капитальные ремонты, по итогам которых выдается документ о том, что они имеют право выхода в плавание. Думаю, у этих судов такие документы есть. Но, кроме этого, есть еще и регламенты с нормами безопасности, и как они выполняются, это уже другой вопрос. Тут история с Керчью очень показательный пример. Суда класса река-море не имеют право выходить в открытое море при определенной высоте волн. Именно поэтому они и не выдержали – потому что в принципе не были рассчитаны на те условия, а не потому что старые. Самовольно ли их вывели капитаны? Очень сомневаюсь. Наверняка получили разрешение в порту приписки. Понимаете, уважение к нормам и правилам строится на том, что в случае их нарушения будет кто-то наказан. А если этого не происходит, нарушение и наплевательское отношение становится привычкой.

Однако уже появились версии о том, что происшедшее на танкере Koala не обычная халатность. Телеграм-канал Baza пишет, что в машинном отделении судна, где произошел взрыв, обнаружены три пробоины, и следователи рассматривают версию о том, что судно могло быть заминировано с целью подрыва. Пока взрывные устройства не нашли, но кинологи продолжают обследование судна и личных вещей экипажа. Водолазы приступят к работе только после того, как силовики будут полностью уверены, что никакой взрывчатки на судне нет. Пока уголовное дело возбуждено по статье о нарушении правил безопасности морского движения (ст. 263 УК РФ).

Со ссылкой на Комитет общественных коммуникаций Ленинградской области Baza пишет, что танкер не затонул и в настоящий момент пришвартован у причала порта.

Свободное плаванье

Как бы там ни было, "теневой" флот, через который Россия получает от продажи нефти сверх установленного ценового потолка деньги на продолжение войны, остается одной из главных "дыр" в западных санкциях, залатать которую пока что не удалось. Журналисты Insider, расследовавшие причастность Алексея Халявина к "теневому" флоту, уверены, что контроль со стороны Запада в этой сфере мог бы быть более тщательным и эффективным, и проверку контрагентов западные правоохранители проводят, спустя рукава.

"Подкомитет по расследованиям сената США в отчете от 10 сентября 2024 года фактически обязал компании пользоваться "коммерческими системами проверки контрагентов" (под которыми имеются в виду, по всей видимости, в том числе платформы вроде exportgenius и importgenius), чтобы вносить определенных покупателей в черные списки. Поскольку использование данных условного importgenius может стать обязательным для частной корпорации, странно, что они не используются правоохранителями как стартовая точка для расследований обхода санкций", – рассуждают авторы материала.

Журналисты отмечают, что контролирующие государственные органы дезорганизованы, не умеют использовать инструменты, которые доступны даже расследователям, не говоря уже о куда более широком инструментарии для извлечения финансовой информации, доступном для государственных служб.

Сотрудник Центра Дэвиса (Центр российских и евразийских исследований) Гарвардского университета и эксперт российской нефтяной отрасли Крэйг Кеннеди считает, что в "теневом" флоте России в 2024 году было задействовано 300–350 танкеров, активно участвующих в торговле российской нефтью.

По оценкам глава службы морской безопасности Пограничной охраны Финляндии Микко Хирви каждую неделю из российских портов через Финский залив проходят 70–80 танкеров с нефтью, и около половины из них относятся к "теневому" флоту.

В Greenpeace отмечают, что "теневой" флот состоит главным образом из старых изношенных танкеров, состояние которых оставляет желать лучшего. Собственники этих судов придерживаются низких стандартов безопасности, нарушая судоходные правила и избегая контроля. Многие суда застрахованы по минимальным требованиям или вообще не имеют адекватного страхования, которое покрывало бы риски разливов нефти.

XS
SM
MD
LG