Ссылки для упрощенного доступа

"На нас тут все забили". Жители Петрозаводска судятся за лес с властями


Парк Вилда
Парк Вилда

В Петрозаводске активисты подали в суд на губернатора региона Артура Парфенчикова из-за уничтожения парка Вилда. В нем собираются построить камнедробилку. Люди боятся, что это разрушит и сам парк, и сделает невыносимой жизнь в ближайших к нему домах.

Текст: "Окно"

Иск в суд подписали 21 человек. Они просят признать незаконной сделку по передаче участка парка фирме "Торговый дом Стоун РК". Ответчиками в суде выступают глава Карелии Артур Парфенчиков, его первый заместитель Александр Чепик, а также правительство республики.

"Есть такой диагноз даже – силикатоз"

Участок площадью в два с половиной гектара в парке Вилда передали в аренду предприятию "Торговый дом "Стоун РК" еще в октябре 2024 года. Тогда же выяснилось, что компания планирует построить в парке камнедробильный завод.

– Участок этот в парке был предоставлен им без торгов. И это уже является нарушением закона. А еще раньше они перевели территорию парка Вилда из рекреационной в зону промышленной застройки, чтобы больше никто никогда не возмущался вырубками, – рассказывает Ирина, участница коллективного иска.

Несколько лет назад рядом с парком построили пилораму, куда теперь постоянно ездят лесовозы. Люди обратились в суд из-за превышения норм шума. И им даже удалось тогда выиграть. Суд обязал власти отремонтировать дорогу, чтобы уменьшить уровень шума. Впрочем, пилорама рядом с парком осталась. Интерес к этой территории компании "Стоун РК" в основном связан с логистикой – будущий завод собираются построить рядом с новой дорогой, как раз той, которую администрация отремонтировала несколько лет назад по требованию жильцов.

– Мы живем в такой, простите, жопе мира – дорога, трафик, экология. Наши дома находятся на проезде, пешеходной зоны никакой нет. Людям ходить элементарно негде, я уже не говорю гулять. Парк Вилда – это практически единственное место с зелеными насаждениями, где еще можно пройти пешком и не быть никем сбитым, – говорит Ирина. – Представители администрации встречались с нами тут же, на детской площадке полуразрушенной, ремонта которой мы так и не добились. На нас тут все забили. Теперь вот парк на участки разделили, они уже на плане нарезаны. Нам так и ответили: это промзона, что вы хотели? Санитарная зона для таких предприятий – всего 500 метров, ну что это? Есть такой диагноз даже – силикатоз, это заболевание, которое возникает от соседства с такими предприятиями.

Люди из соседних с парком домов обратились с коллективной жалобой к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину, в областную и городскую администрации. В октябре 2024 года власти организовали встречу с недовольными. Как рассказывают местные, "ментов было на этой встрече, кажется, больше, чем участников", а власти уверяли, "что все будет хорошо".

"Каменная пыль – еще и канцерогенный фактор"

У Надежды, которая живет в одного из домов рядом с парком Вилда, сын-второклассник много лет страдает тяжелой аллергией.

– Мы переехали в этот микрорайон чуть больше 10 лет назад, – рассказывает Надежда. – Это было сознательное решение: до этого мы жили в центре. Но здесь дети могут гулять на улице, мы не боимся их отпускать. Тогда здесь было очень тихо, до того, как запустили пилораму. Сейчас у нас в воздухе постоянно висит древесная пыль, окна открыть невозможно. А при аллергии очень важно регулярно проветривать. И если рядом будет еще и камнеобрабатывающее предприятие, то это будет катастрофа. Ведь каменная пыль – еще и канцерогенный фактор.

Если парк не удастся защитить, семье Надежды придется куда-то переезжать.

– Мы с мужем вообще планировали построить дом за городом, в будущем, когда ребенок вырастет. Но может быть, отсюда придется раньше убраться. За какие деньги, правда, можно будет с таким соседством продать квартиру, и удастся ли вообще, непонятно, – рассуждает Надежда.

В 200-стах метрах от парка Вилда находится "Первый приют" Карельской региональной общественной организации защиты животных. На попечении зоозащитников сейчас около 200 животных, в основном – собаки. Волонтеры выгуливают своих питомцев в парке, но опасаются, что скоро делать это будет невозможно.

– Долгое время мы считали, что парк Вилда вне опасности, потому что на картах он везде назывался лесопарком. Мы занимались своими делами, собаками и кошкам, и вопросами зеленых насаждений особо не интересовались, думая, что этим должны заниматься другие люди. Однако прошлым летом мы заметили, что в парке Вилда начали вырубать деревья. Полтора-два гектара уже вырублено, более 200 деревьев. Мы забили тревогу: обратились к генеральному плану Петрозаводска и с удивлением увидели, что основная площадь парка действительно подпадает под зону промышленной застройки, – рассказывает руководитель приюта Владимир Рыбалко. – Если бы к вопросу сохранения лесов подходили более ответственно, то, думаю, нашлись бы и другие места для строительства. У нас есть южная промзона, есть кластер рядом с силикатным заводом, инфраструктура там позволяет. Необходимо прекратилось промышленное освоение лесов и парков.

Фото парка от 9 августа 2024 года с уже проведенной вырубкой.
Фото парка от 9 августа 2024 года с уже проведенной вырубкой.

В Минэкономразвития Карелии выделение участка леса Торговому дому объяснили так:

"Компания "Торговый дом Стоун РК", успешно пройдя через акселерацию в технопарке, готово масштабировать свою деятельность и реализовать инвестиционный проект по строительству собственного производственного здания и приобретению собственного камнеобрабатывающего оборудования стоимостью на общую сумму 108 млн рублей, создать 8 новых рабочих мест, в дополнение к уже существующим. За 10 лет, по данным бизнес-плана, в бюджет Карелии и Петрозаводска поступят 36 миллионов рублей.“

Юрист Ольга Тужикова, которая в суде представляет интересы истцов, говорит, что "строительство промышленного предприятия в непосредственной близости от домов нарушает право граждан на благоприятную городскую среду". Кроме того, фирма "Торговый дом "Стоун РК" не может считаться крупным инвестором. По закону для этого компания должна иметь прибыль минимум в 50 процентов суммы, в которую оценивается проект. А у предприятия, судя по ее бухгалтерской отчетности, таких денег просто нет.

Компания "Торговый дом "Стоун РК" является субъектом малого предпринимательства Карелии. По данным Минэка республики, предприятие зарегистрировано в Петрозаводске в июне 2021 года, в августе 2021 года получило статус резидента промышленного технопарка "Южная промзона". По информации Спарк Интерфакс, выручка компании составляет 56,2 млн рублей в год, а чистая прибыль 12,6 млн рублей.

– Согласно экспертизе, проведенной в 2024 году, парк Вилда должен был быть включен в состав городских лесов, на которых запрещено строительство. Исторически там всегда был лес, – говорит Ольга Тужикова. – Это видно даже на фотографиях со спутника, что там полноценный ельник. На сегодняшний день это единственная озелененная территория, которая доступна местным жителям для прогулок и отдыха. Однако, мнение специалистов и жильцов никто не учитывает.

Очередное заседание по делу о строительстве в парке Вилда пройдет 3 февраля.

Застройка городских парков промышленными объектами – обычная для России история. В декабре 2024 жители столицы Владимирской области обратились к Путину с просьбой защитить местный парк "Дружба" от строительства дороги к аэродрому. Ответа они не получили. В Екатеринбурге люди протестуют против передачи части парка им. Энгельса под прокладку инженерных сетей. В Москве горожане уже несколько месяцев безуспешно выступают против застройки парка "Крылатские холмы".

XS
SM
MD
LG