Ссылки для упрощенного доступа

"Ему автомат в руки дали! Они совсем там, что ли?". Как вербуют на войну с психическими диагнозами


Александр Работницкий
Александр Работницкий

23 марта 2025 года на войне в Украине погиб паралимпиец из Омска Александр Работницкий с диагнозом "нарушение интеллекта". Его друзья, родственники и коллеги шокированы тем, что Минобороны РФ подписало контракт с человеком, у которого диагностировано "органическое поражение мозга". Сейчас помощи в вызволении с фронта просит мать другого солдата.

По словам Ольги Вахрушевой, 22-летнего Алексея с диагнозом "умственная отсталость VIII вида" завербовали под угрозами "посадить на 10 лет за кражу". В вологодской части командование и солдаты издевались на ним: его избивали и угрожали ему изнасилованием. После того, как Алексея облили бензином и пообещали поджечь, ему удалось сбежать.

Обоим завербованным гарантировали, что "оружие им из-за психдиагноза выдавать не будут", однако оба, по словам родных, не раз отправлялись с автоматами в штурмы.

Текст: "Окно"

"С его-то диагнозом – ну куда вербовать-то?"

30-летний Александр Работницкий родился в Омской области, с детства, несмотря на свой диагноз, занимался легкой атлетикой.

– Родителей он не помнил. Его мама умерла, когда ему и двух дет не было, а отец еще до этого ушел. Его старший брат для него был очень близким человеком. А мы с ним нашли друг друга уже будучи взрослыми людьми, – рассказывает двоюродная сестра погибшего Настя Шойкина.

Она говорит, что не знала о том, что брат собирается подписывать контракт.

– Новость о его смерти была неожиданной, так как еще в конце зимы он рассказывал об очередных спортивных сборах, и вот... Александр был добросердечным и простым парнем. Я не думала, что он пойдет на войну. Он точно не был озлобленным, хотя это и удивительно, учитывая детство без родителей. Скорее наоборот – чрезмерно наивным и легкомысленным. Иногда себе во вред, – говорит Шойкина. – Он был рад возможности реализоваться в спорте. Ему нравились поездки в разные страны и города. Ему нравилось фотографировать и общаться с людьми.

Работницкий был паралимпийцем. Окончил коррекционную школу, позже стал заслуженным мастером спорта по легкой атлетике среди спортсменов с нарушением интеллекта. Получил серебро на Паралимпийских играх в Токио в 2020 году.

Александр Работницкий. Фото: Паралимпийский комитет России
Александр Работницкий. Фото: Паралимпийский комитет России

Его тренер Андрей Хмелев считает, что в свое время именно спорт "спас Александра". Коллеги-спортсмены сетуют, что "спас, но не до конца".

– Я узнал о том, что Сашу на войну взяли, уже когда он с фронта фото прислал. До последнего не верил. С его-то диагнозом – ну куда вербовать-то? – удивляется Денис, один из легкоатлетов, тренировавшийся вместе с Работницким. – Я полагаю, Саша не от хорошей жизни туда [на войну] пошел, не смог нормально перестроиться на обычную гражданскую жизнь после спортивной карьеры. Были проблемы с квартирой, с жильем.

Близкие Александра подтверждают, что после ухода из большого спорта у него появилась игровая зависимость и долги.

Гибель Александра "в голове не укладывается", говорит его брат Олег Тюпанов: "Еще не осознал и все-таки надеюсь, что это ошибка". Он отговаривал Работницкого от контракта, но из-за долгов на паралимпийца "давили разом и приставы, и военные".

– Брат тревогу бил, коллеги пытались помочь, но в итоге из-за невозможности быть в спорте он впал в зависимость, наделал кучу долгов и почему-то увидел только один выход – в окопы, – говорит Денис. – Сначала его спасал спорт, но в мирной жизни места ему не нашлось. Мы с ним в последний раз около года назад виделись, он с каким-то товарищем был, слегка навеселе оба. Саня не жаловался ни на что, на позитиве был, говорил, что на сборы собирается. Немного пообщались, успехов пожелали друг другу. Я потом от знакомых уже узнал, что у него трудности жизненные.

По словам другого спортсмена Никиты, Работницкий просил в долг, чтобы "погасить другие кредиты".

– Его кредиты продали коллекторам, они давили, потом уже к приставам все перешло. Те вообще слышать не хотели об отсрочке. Он, может, и вернулся бы в спорт, и все бы наладилось. Только те с него трясли деньги, сумма была уже крупная, на соревнованиях такую не поднимешь, – говорит Никита. – И на любую просьбу у них один ответ – иди на войну, все спишем. У них же списание якобы до 10(!) миллионов рублей. Вот так загонят сначала человека в долги, а потом и жизнь заберут.

Тренер Андрей Хмелев замечает, что в спорте "таких ребят [как Александр] держит дисциплина", поэтому без нее их жизнь часто кардинально меняется.

Паралимпиец Александр Работницкий
Паралимпиец Александр Работницкий

– Много можно говорить: Саша и сильный был, и в чем-то слабый. Его первый тренер, Борисов Валерий Иванович, мне и передал его, еще когда Саша в коррекционной учился. Так он ходил с тетрадкой и отмечал – когда пришел и когда ушел. Чтобы не гулял! После [ухода из спорта] никто за ним так не следил, – говорит Андрей. – Саша умел много трудиться и добиваться цели. Надежный друг, щедрый – не жалел ни денег, ни экипировки, которую получал в сборной. Все раздавал таким же, как он, интернатским ребятам. Командный игрок – в эстафете мог прыгнуть выше головы. За ребят бился до последнего. Мог на юг семью друга с детьми вывезти, делал это не раз. Что думал, то и говорил в глаза и руководству, и товарищам. Потом нарушал режим, потом игровая зависимость. Остановиться не мог. Остался ни с чем. Только долги. Поэтому и нашел выход – заключить контракт. Никого не послушал. Ни друзей, ни тренера, ни брата, – вздыхает Хмелев.

По его словам, Работницкий, несмотря на диагноз "умственная отсталость", был талантлив во многих видах спорта.

– Чем он только ни занимался. Футбол – даже на просмотр в "Спартак" вызывали. Хоккей, баскетбол, настольный теннис. И легкая атлетика тоже, – перечисляет тренер.

С фронта Работницкий отправлял ему письма, в которых рассказывал о службе.

"Когда я на озере набрал 15 литров воды, надо было подниматься по чернозему с глиной, ноги проскальзывали. Забежал в подъем и сразу – наш один мертвый лежит. У меня в руках автомат и родейка для связи. Я понимаю и хочу помочь, сделать то задание, которое мне говорят сделать. Несу воду", – цитирует тренер одно из путанных писем Работницкого.

Его товарищи по спорту говорят, что из-за дианоза он "не всегда слушал "приказы" тренера".

– Иногда надо было действовать хитростью, иной раз повторять по сто раз, иногда просто "забить" и дать отдых. Если на Паралимпиаде это понятный момент, особенно в категории "нарушение интеллекта", то как на войне – я просто не понимаю. Ему же оружие в руки дали! Он мог на стрессе заартачиться, начать вести себя неадекватно, – поражается легкоатлет Вячеслав.

"Угрожали изнасиловать – сама слышала"

Мать 22-летнего военнослужащего Алексея Вахрушева говорит, что при умственной отсталости VIII вида ему диагностировали "неустойчивое настроение и внимание". В медзаключении после 9-го класса коррекционной школы написано, что Алексей "таблицу умножения не знает, смысл пословиц объяснить не может, не соблюдает дистанцию, нецензурно выражается, может стукнуть", но при этом "не может за себя постоять".

Ольга Вахрушева не понимает, как ее сына в принципе могли завербовать: в их военкомате села Большая Соснова ей сказали, что заключить контракт с таким диагнозом незаконно.

Медицинское заключение Вахрушева
Медицинское заключение Вахрушева

– У них дело Леши лежало, и когда он к ним пришел в первый раз, ему отказали. Мой сын больной, он пожизненно состоит на психиатрическом учете, в силу болезни не понимает всю серьезность данной ситуации. Сейчас он, слава богу, сбежал, но его могут в любую минуту схватить. У меня уже сил просто никаких нет, – признается Ольга.

Завербовали Алексея, по словам матери, в Перми, после того, как в августе 2024 года его обвинили в краже продуктов у соседей.

– При обыске у него ничего не нашли, но вскоре после этого Леша подписал контракт. По его словам, в полиции на него давили: "Если не пойдешь на "СВО"(так российские власти и СМИ называют войну в Украине – Ред.), сядешь на десять лет". Это я знаю, что за кражу такой срок не дадут, а он не понимает, испугался, – говорит Ольга.

В военкомате села Большая Соснова корреспонденту издания "Окно" сообщили, что ранее Вахрушева признали "ограниченно годным" и присвоили ему категорию "В", однако призвать его могли только при условии всеобщей мобилизации. Сейчас дела Вахрушева в сельском военкомате нет.

– По медицинским рекомендациям даже в этом случае его могли направить только в тыловые или санитарные подразделения, без участия в боевых действиях. А ему автомат в руки дали! Они совсем там, что ли? – возмущается Ольга. – Он до последнего не понимал, куда едет. Ему обещали: "Окопы рыть будешь". Сначала отправили в учебку в Челябинской области, потом прикрепили к бригаде РЭБ в Вологодской области. Поначалу звонил и говорил, что все нормально. А потом как-то раз улыбнулся – а у него по всей правой стороне зубов нет – выбили!

По словам матери, Алексея выгоняли по ночам из укрытия, унижали, избивали и угрожали изнасиловать.

Алексей Вахрушев
Алексей Вахрушев

– Один из солдат угрожал его изнасиловать, а когда Леша пожаловался командиру, тот к нему сам подошел и сказал: "Я тебя сейчас сам вы*бу". Я сама это слышала! Мы в этот момент с Лешей по телефону говорили, – говорит Вахрушева.

По ее словам, умственно отсталого сына отправляли в штурмы.

– Осенью он оказался в штурме с одним психом, тот буквально сошел с ума и давай стрелять по своим. Он палил в Лешу из автомата с криками, что "проверит бронежилет". Я сама видела эти следы от выстрелов на жилете. Конечно, Леша развернулся и побежал. Так ему в итоге и прилетело, что он ушел "с боевых позиций". Но вместо суда военного или хоть какого-нибудь они стали его избивать – кинули в яму и били, – говорит Вахрушева.

Осенью 2024 года Алексей сбежал из учебной части, в Екатеринбурге он попал в работный дом, а потом больной, с температурой и без вещей, добрался до родного Черновского.

– Я тогда всем написала – в военную прокуратуру, Минобороны, Следственный комитет, президенту! Надеялась, что в деле Алексея разберутся. Но они просто спустили дело в его же часть, где над ним издевались. Я не понимала этого, когда Лешу забрала военная прокуратура, но через неделю Леша мне позвонил опять с фронта! Из-под Енакиево (город в Донецкой области Украины). И насилие продолжилось. По смскам из банка я видела, что сын переводит по 15-20-40 тысяч разным мужчинам. Потом в феврале ему пришла какая-то большая сумма разом – 400 тысяч – видимо, федеральная выплата. Потом было несколько попыток ввести неправильный пин-код – возможно, его карту украли. И карту банк заблокировал. Тогда сын пропал. Уже после я узнала, что его стали не просто побивать, а били постоянно – он уже был без зубов полностью. 11 марта его облили бензином и повели в баню – "поджигать", – почти плачет Ольга. – Угрозу не выполнили, отвели и облитого кинули в яму.

В середине марта Алексею удалось сбежать. 19 марта он позвонил матери с незнакомого номера.

– Прибился там к каким-то мирным жителям, в частном доме его приютили, мокрую одежду какой-то ветошью заменили. Но он без денег, без связи – эти жители долго его держать не будут, они тоже боятся неприятностей с военными. Сегодня последний день, ну, край – завтра, его выгонят, и куда он пойдет? Если его схватят эти военные из части, эти нелюди – то живым его не оставят, – уверена Ольга.

Известно уже несколько случаев, когда люди с нарушением интеллекта оказывались на войне в Украине. Так, из колонии на войну был завербован убийца футболиста из Омска Егора Дробыша Александр Нагорнюк, у которого был диагноз "умственная отсталость". В 2022 году ему присудили 6 лет колонии за убийство "ради пакета пива и телефона", в 2023 году его помиловал Путин, в 2024 году он погиб в штурме, так и не выплатив компенсацию, присужденную судом матери погибшего Егора.

XS
SM
MD
LG