Accessibility links

Жители Абхазии обеспокоены сомнительными телефонными опросами


Иллюстративный коллаж
Иллюстративный коллаж

В самопровозглашенной республике Абхазия неизвестные начали изучать общественное мнение. В преддверии президентских выборов, назначенных на 15 февраля, за рубежом организуют телефонные опросы, чтобы выяснить предпочтения избирателей. Местные жители требуют разъяснений от Службы государственной безопасности.

  • «Скажите, может есть, кто знает! Что за девица набирает с российского номера и устраивает допросы всякие о положении в Абхазии и за кого голосовать?»
  • «И мне звонили вчера с этого номера, женщина представилась Ларисой. Она сказала, что проводит опрос населения о положении дел в стране. С какой стати я должна какой-то Ларисе что-либо рассказывать. Не дослушала, ничего не ответила и отключилась, думаю все поступили так же».
  • «Мне тоже звонила эта женщина, начала задавать вопросы, за кого будете голосовать и т. д. Я послушала ее и выключила телефон».
  • «Тоже сегодня звонили, почти такой же номер, опрос о численности населения и т. д., много времени не займет, 15 мин! Не стала слушать, сослалась на занятость».

Такие комментарии все чаще появляются в абхазских группах в Facebook. Сотни пользователей утверждают, что им поступают звонки с аналогичными вопросами. Если абонент не поднимает трубку, звонки не прекращаются. Некоторые получают их от автоматических систем, другие – от реальных операторов.

«Они настойчиво интересуются, как относятся их собеседники к кандидатам в президенты; какой вопрос они бы задали кандидатам; как восприняли новость о том, что Аслан Бжания подал в отставку и многое другое. Поскольку звонки поступают из-за рубежа на личные номера, возникает вопрос: каким образом персональные данные граждан Абхазии оказались в распоряжении звонящих?» – пишет Telegram-канал «Окно».

Судя по опубликованным номерам, большинство звонков поступает из России, преимущественно из Москвы.

«Такое вмешательство может быть расценено как попытка повлиять на избирательный процесс», – подчеркивает Telegram-канал «Окно».

Жители Абхазии обращаются к Службе государственной безопасности с просьбой обратить внимание на эту ситуацию и обеспечить защиту персональных данных.

«СГБ может нам ответить, кто набирает нам на наши мобильные телефоны и проводит опрос населения, за кого мы намерены голосовать? Откуда у них наши номера мобильных?» – спрашивает пользователь Виктория Ардзинба.

Редактор издания «Нужная газета» Изида Чаниа, также получившая звонок с неизвестного номера, обратилась к Службе государственной безопасности с аналогичной просьбой.

«А теперь и «у меня зазвонил телефон». +7 499 426-08-07. Мужчина с искаженным голосом представился Владимиром и сообщил, что проводит опрос перед выборами. После просьбы уточнить отключился. Возможно, наше СГБ заинтересуется, кто и зачем проводит опросы с этих номеров? Не все же по счетам добросовестных граждан страны бороздить в поисках «иноагентов». Вот вам «большое дело». Дерзайте! <…>. Кто и зачем проводит опросы накануне выборов в нашей стране?» – интересуется редактор издания.

Звонили несколько дней подряд и общественному деятелю Азамату Багателия. Это, по его словам, не первый случай подобных исследований по телефону. Главный вопрос – кто заинтересован, и кому это понадобилось.

«Оператор во время телефонного звонка не ответил на задаваемые вопросы, а только ссылался на сайт и адрес организации, проводящей опрос. Оператор также упоминал этот сайт: Служба опросов населения https://survey-son.ru, но на нем нет ничего, кроме общей информации. На сайте также указано: «Мы проводим опросы во всех субъектах РФ. Имеем большой опыт в проведении избирательных кампаний глав регионов, депутатов разного уровня». Вопрос: кто является заказчиком, и почему сторонняя компания проводит подобные опросы на территории РА дистанционно?» – говорит Азамат Багателия.

На сайте «Службы опросов населения» действительно представлено крайне мало информации, только общие сведения и описание используемой методологии. Среди методов исследования указан CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) – система компьютеризированных телефонных интервью, относящаяся к количественным методам. Также на сайте можно оставить имя и номер телефона для заказа исследования у данной организации.

Азамат Багателия тоже обеспокоен тем, что третьим лицам предоставляются персональные данные жителей Абхазии.

«Этот вопрос находится в компетенции СГБ РА. Нам нужно быть внимательными к звонкам и подобным опросам, так как мы не знаем конечного заказчика этих опросов. Стоит заметить, что звонки поступают в основном общественникам и гражданам, высказывающим свое мнение публично», – рассказал Азамат Багателия.

Сам формат соцопроса вызывает множество вопросов. Местные жители сомневаются в прозрачности процесса: в большинстве случаев звонящие не уточняют, кто проводит исследование, что ставит под сомнение их истинные намерения. Кроме того, не разъясняется, как будет использована собранная информация.

«Подобные нарушения методологии подрывают доверие к тому, что это действительно социальный опрос», – отмечает Telegram-канал «Окно». Некоторые пользователи, в свою очередь, иронизируют, называя происходящее скорее «соцдопросом».

В Абхазии в целом сложное отношение к социологическим опросам, особенно на высоком уровне. В ноябре 2023 года, в разгар борьбы с местными и международными неправительственными организациями, бывший министр иностранных дел Инал Ардзинба на одной из встреч назвал некоторые их проекты «недопустимыми». В частности, он упомянул социологический опрос, проведенный абхазской НПО «Центр социально-экономических исследований» (ЦСЭИ) в сотрудничестве с Программой развития ООН (ПРООН). Вероятно, из-за того, что некоторые вопросы опроса касались отношений между Сухуми и Тбилиси.

Ведущий сотрудник центра, экономист Хатуна Шатипа тогда рассказывала об этом проекте в интервью «Эху Кавказа». По ее словам, ЦСЭИ в течение года проводил несколько социологических исследований, и никакой реакции министра иностранных дел не видели ни в устной, ни в письменной форме.

«Согласно нашему уставу, который зарегистрирован в Министерстве юстиции, где указаны виды деятельности, которыми будет заниматься наш научный центр, четко прописано: «проведение социологических опросов на территории Республики Абхазии», – сказала Шатипа.

Инал Ардзинба же в своей речи сослался на закон «О статистической деятельности» и заявил, что соцопросы – прерогатива органов государственной власти.

«Но вот какое дело. Начали мы вспоминать опросы, проводившиеся властью за последние десятилетия, и не смогли вспомнить ни одного. Кто знает, может, что-то и было, но достоянием общественности это однозначно не становилось. Помнится, в начале нулевых годов привлек всеобщее внимание опрос, проведенный ОПД «Айтайра» – о том, кого видят граждане в роли будущего президента Абхазии. Результаты его были опубликованы в газете этого общественно-политического движения и живо обсуждались в обществе. Кто-то мог сомневаться в объективности, репрезентативности того исследования, но никому не пришло в голову объявлять его незаконным. В последние годы некоторые активисты «Фейсбука» не раз затевали подобные интернет-опросы в преддверии президентских выборов. И что, такое тоже начнем запрещать?» писал журналист Виталий Шария в феврале 2022 года в своей статье на «Эхе Кавказа».

В Абхазии не проводятся регулярные социологические опросы, которые могли бы служить инструментом для выявления мнений местных жителей по актуальным вопросам. За последние несколько лет было проведено буквально пару исследований, результаты которых были доступны общественности. И все они вызывали вопросы, поскольку не было известно ничего ни о методике, ни о выборке респондентов.

В 2018 году Общественная палата Абхазии в сотрудничестве с коллегами из Общественной палаты России и «Фондом исследования проблем демократии» организовала исследование «Абхазия-2018: общественно-политические процессы и проблемы, волнующие граждан». В рамках этого опроса респондентам задавались вопросы о новых лицах в абхазской политике, а также о наиболее острых проблемах, беспокоящих местных жителей. Одной из главных целей исследования было выяснить, насколько жители Абхазии настроены на появление новых политических фигур в будущем.

В последний раз в Абхазии социологический опрос был проведен в октябре 2024-го под названием «Российско-абхазское союзничество: мифы и реалии». Организатором выступил «Фонд развития Евразийского Сотрудничества» – российская некоммерческая организация, созданная в апреле 2012 года. В исследовании приняли участие более 1217 человек. Как сообщается на сайте Фонда, цель опроса заключалась в установлении объективной картины динамики политических процессов в Абхазии и определении текущего состояния российско-абхазских отношений.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG