История с нападением депутата югоосетинского парламента Зазы Дрияева на гражданскую активистку Тамару Меаракишвили в Цхинвале в пятницу получила предсказуемое продолжение. Вместо того, чтобы одернуть депутата, от Тамары потребовали не жаловаться. В качестве назидания в субботу представители МВД опечатали ее торговую точку.
После нападения на Тамару Меаракишвили депутата Зазы Дрияева гражданская активистка разместила в соцсетях видеопост, в котором рассказала об инциденте и своем намерении подать жалобу на него в Генеральную прокуратуру. Вечером того же дня, когда Тамара была уже дома, ей звонили друзья-знакомые со словами сочувствия и поддержки.
Среди звонивших были и чиновники, и представители силовых структур. Они советовали гражданской активистке убрать пост, чтобы не нарываться на куда более серьезные проблемы, чем хамская выходка депутата.
По словам Тамары, среди телефонных разговоров выделялся один. При всей дружелюбности тона было очевидно, что звонил чиновник по поручению высокого начальства. Звонивший предупредил гражданскую активистку, чтобы она не смела писать заявление в Генпрокуратуру, мол затея все равно бессмысленная, потому что прокуратура на жалобу никак не отреагирует, зато на заявителя обрушатся неприятности.
За несговорчивость она будет лишена не только бизнеса (несколько дней назад на улице Героев в Цхинвале Тамара арендовала полуподвальное помещение под свой секонд-хенд), но будет в принципе лишена возможности найти средства к существованию на территории республики.
«Президент лучше тебя знает, какая скотина этот Заза. Но конкретно в этой ситуации ущерб от скандала будет причинён Алану Эдуардовичу, а не депутату», – подытожил доброжелатель.
В субботу утром кто-то из знакомых посоветовал Тамаре не ходить на работу в течение нескольких дней, пока (может быть) не уляжется скандал. На это она ответила, что по ее опыту не стоит уклоняться от неизбежного.
Меаракишвили записала еще один пост, в котором сообщила френдам о предполагаемых проблемах и отправилась на работу. Около 11 утра у магазина Тамару поджидали двое молодых людей, представившихся сотрудниками МВД по борьбе с экономическими преступлениями. Они потребовали предъявить им разрешение на торговлю и документы, удостоверяющие личность. Проверяющие также потребовали показать им средства тушения пожара, что в их компетенцию явно не входило.
Ничего из перечисленного у Тамары не оказалось.
С августа 2017 года она живет без документов. Сначала ее паспорта забрал и.о. прокурора Ленингорского района Давид Гурциев (осужден в Грузии на пожизненное лишение свободы за убийство предпринимателя Арчила Татунашвили), как вещдок в возбужденном им деле о незаконном получении паспорта. В 2022 году после целой серии судебных процессов Цхинвальский городской суд признал необоснованность претензий к гражданской активистке и постановил вернуть ей документы.
Полтора года Тамара ждала, когда ей вернут документы. К тому времени, когда Тамара получила удостоверение личности, оно было уже просрочено.
22 апреля она подала документы на замену паспорта в паспортный стол Ленингорского района. Как правило, процедура укладывается в установленный десятидневный срок, но только не в случае с гражданской активисткой.
Перед выборами в парламент она позвонила начальнику управления паспортно-визовой службы МВД Южной Осетии Сослану Джигкаеву, поинтересовалась, в чем причина задержки. Чиновник ответил, что ее паспорт изъяли сотрудники КГБ, сообщив, что сами его ей передадут, когда сочтут нужным. Пока не сочли. Соответственно, без паспорта она не могла получить документы на торговлю.
До недавнего времени у Тамары получалось выкручиваться из затруднений, связанных с отсутствием паспорта. В поселке Ленингор она держала магазин, но формально числилась как продавщица, а в качестве хозяина торговой точки выступала владелица арендованного Тамарой помещения.
Но перед парламентскими выборами к арендодателю пришел прокурор района Давид Гурциев и потребовал расторгнуть отношения с активисткой. Ее попытки взять в аренду другое помещение в поселке успехом не увенчалось, несмотря на массу пустующих магазинов – потенциальные партнеры объясняли свой отказ нежеланием связываться с прокурором района.
В качестве иллюстрации того, как в республике устроена система государственного управления, можно привести еще одну историю неудачного бизнес-проекта Тамары. В 2015 году еще в бытность президента Леонида Тибилова Тамара Меаракишвили открыла в Ленингоре арт-кафе. Тогда у нее еще был паспорт, поэтому предприятие она зарегистрировала по всей форме, на открытие пригласила друзей из Цхинвала.
Но почти сразу к ней пришли проверяющие, потребовали документы и, убедившись, что все бумаги в порядке … приказали закрыть кафе. Как они объяснили, документов для работы недостаточно, нужно еще личное разрешение президента Тибилова.
Дело в том, что незадолго до этого по отмашке президента ее уволили с должности директора Дома детского творчества. Понятно, гарант не мог допустить, чтобы попавший в высочайшую немилость гражданин отрывал свое дело на территории республики пусть даже такое мизерное.
Теперь эта история повторяется в Цхинвале.
Борцы с экономической преступностью заявили Тамаре, что закрывают и опечатывают магазин. Гражданская активистка ответила, что их визит не был для нее неожиданным, она понимает, что сотрудники пришли прикрыть ее торговлю. Единственный вопрос, когда она сможет вывезти товар, если, конечно, его не конфискуют.
Сотрудники сказали, что Тамара напрасно торопится с выводами, возможно, ей еще удастся решить вопрос положительно….
На прозрачный намек Тамара ответила, что договариваться ни с кем не собирается. По словам Меаракишвили, после того как государственные мужи республики перекрыли ей любые возможности заработка, она намерена написать в ленингорские электросети письмо о том, что в ближайшее время не сможет оплачивать счета за электроэнергию. Если сети не готовы ждать, пока вельможные господа оставят ее в покое, то с 1 января им необходимо отключить ее квартиру от энергоснабжения.
Впереди у Меаракишвили суд за нарушение правил торговли. Правонарушение предполагает штраф от пятисот до двух тысяч рублей. Тамара говорит, что платить ей уже не с чего, поэтому она намерена объявить сбор пожертвований на погашение этого штрафа.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России
Форум