В Грузии вот уже 42-й день продолжается протест против решения властей отказаться от переговоров о вступлении в ЕС до 2028 года, с требованием назначить повторные парламентские выборы. В сети тем временем обсуждают, кто из оппонентов властей мог бы стать лидером, который поведет за собой народ в случае, если эти требования будут удовлетворены. Своим мнением на этот счет пользователи социальных сетей поделились с «Эхом Кавказа».
– Кого из оппозиции вы видите в качестве сильного лидера?
Давид: Так четко я не вижу никого из оппозиции, кто бы мог стать лидером. У всех у них был шанс стать таковыми, но когда доходит до дела, они начинают спорить по поводу того, кто должен встать у руля. В этих спорах прошла вся предвыборная кампания, они не смогли договориться, поэтому народу самостоятельно приходится бороться против одной партии. Вообще, я думаю, что [Георгий] Гахария достаточно сильный лидер. У него прекрасный ораторский талант, и мыслит он достаточно логично. Однако, насколько я знаю, его партия стоит отдельно от всей остальной оппозиции, соответственно, повести за собой всех ему вряд ли удастся. Остальные оппоненты властей слабы как лидеры, поэтому я не знаю, кто бы мог стать таковым.
Георгий: Это довольно сложный вопрос. Я точно не могу ответить на него, скажу образно. На опыте 30-летней истории Грузии могу сказать, что лидеры в стране не приносят ничего хорошего, государство не должно быть однопартийным, и ни у кого не должно быть конституционного большинства в парламенте, иначе создаются проблемы из-за личных интересов таких вот лидеров. Страна у нас небольшая, и когда все начинают работать на одного человека, это не приносит хорошего результата. Поэтому нам нужна коалиция, хотя добиться этого сложно, поскольку политические партии постоянно тянут на себя одеяло. Кроме того, я считаю, что нам нужно некое Народное собрание, которое проработает до тех пор, пока во власть не придет новое поколение политиков, работающих так, как это нужно нашей стране.
Ирма: Нам нужен такой человек, который не будет бороться за первые места в избирательных списках, но будет руководствоваться интересами народа. Сегодня в оппозиции таких лидеров нет. Возможно, пригодился бы и лидер, который знает толк в ведении протеста, кто-то вроде Михаила Саакашвили. Но он находится в заключении, а даже среди подражателей нет кого-то похожего на него. А вообще время для этого прошло. Лидеры должны были проявить себя несколькими месяцами ранее – заявить о себе и сражаться за достойное будущее страны, а не за более удобные кресла, надо было заниматься этим перед выборами.
Гриша: Я не вспоминаю ни одного сильного лидера из оппозиции. Факт, что среди оппонентов властей сильно выделяется Саломе Зурабишвили, однако я не знаю, насколько правильно причислять ее к оппозиционным лидерам. Впрочем, я уверен, что если бы такой опрос провели, то у нее был бы самый высокий рейтинг среди оппозиционно настроенного населения. Однако я скептически настроен в отношении ее кандидатуры в качестве оппозиционного лидера, поскольку сомневаюсь в ее возможностях. Возможно, сейчас она выглядит более харизматичной и более узнаваемой, чем остальные, поэтому я среди тех, кто придерживается этого мнения. У остальных же представителей четырех оппозиционных партий нет никаких перспектив в этом плане.
Серго: Я думаю, что оппозиция исчерпала себя. На каждые выборы выходят одни и те же люди, и народ их уже не воспринимает всерьез. Посмотрите, даже во время протестных акций им не дают выступать с трибуны, так они все надоели людям. Соответственно, сегодня в оппозиции я не вижу сильных лидеров, таковые появятся очень нескоро, я так считаю.
Лика: Конечно, любому демократическому государству необходимы сильные оппозиционные лидеры, готовые отстаивать свою позицию, несмотря ни на что. Мне кажется, что Ника Гварамия именно такой человек. Его не сломили тюрьмой, его избивали, ему угрожали, но он не отказался от своей борьбы и остается активным лидером оппозиции. Кроме того, он не скомпрометировал свое имя какими-то негативными поступками в прошлом, а потому не вызывает у большинства оппозиционно настроенных граждан плохие эмоции.
Манучар: Что касается оппозиции, я не вижу такого лидера, который бы мог объединить весь народ и всех оппонентов властей. С правящей партией проще, в ней собралась кучка людей, поклоняющихся деньгам, соответственно, они готовы слепо следовать за тем, у кого этих денег больше, чем у других. Что касается сегодняшней ситуации, лидер здесь вовсе не нужен, люди объединяются вокруг идеи – европейского будущего государства. Я считаю, что стране больше нужна коалиция, а лидеров хватает и среди протестующих. Впрочем, время покажет, как будут развиваться события, увидим.
Форум