Accessibility links

Вызовут ли на допрос Бидзину Иванишвили?


Бидзина Иванишвили и Георгий Бачиашвили (коллаж)
Бидзина Иванишвили и Георгий Бачиашвили (коллаж)

В Тбилисском городском суде началось рассмотрение «криптовалютного дела». Обвиняемый – бывший «личный финансист Иванишвили» Георгий Бачиашвили. Его обвиняют в присвоении криптовалюты грузинского олигарха. Бачиашвили требует вызвать Бидзину Иванишвили на допрос в зал суда. И впервые говорит о существовании некого письма от олигарха, в котором тот предлагает ему сделку в обмен на свободу.

После девяти месяцев перерыва в Тбилисском городском суде возобновилось рассмотрение дела бывшего главы «Фонда соинвестирования» (GCF) Георгия Бачиашвили. Этот фонд, который остается крупным игроком в энергетике, инфраструктуре, туризме и других секторах, Бидзина Иванишвили основал в 2013 году после прихода к власти. Бачиашвили обвиняют в присвоении крупной суммы криптовалюты грузинского олигарха и легализации незаконных доходов. Ему грозит до 12 лет тюрьмы.

На судебном заседании Георгий Бачиашвили воспользовался правом на вступительное слово. Он заявил, что невиновен и не заслуживает быть в зале суда, так же, как и десятки молодых людей, оказавшихся сегодня жертвами произвола режима.

«Режим делает все возможное, чтобы продлить свое преступное и коррупционное правление. Я не первый, кто сталкивается с такой несправедливостью. <…> У меня был выбор сидеть тихо и пойти на сделку с Иванишвили, но я отказался. <…> Ранее я об этом не заявлял, но Иванишвили через своего представителя прислал мне письмо, где в обмен на мою свободу требовал крупную сумму в криптовалюте. В письме прямо указано, что если я не выполню это требование вовремя, меня ждет арест. Он включил мне криминальный счетчик. <…> Этот факт в очередной раз доказывает, что дело, которое вы ведете, является политически мотивированным и представляет собой вымогательство. Подобное происходило при предыдущей власти и продолжается официально сегодня в стенах этого суда», – сказал Бачиашвили в своей речи.

После завершения заседания Георгий Бачиашвили раскрыл детали упомянутого письма от Иванишвили. В нем олигарх предлагал прекратить уголовное преследование, если Бачиашвили выплатит ему определенную сумму – 5 тысяч биткоинов (около 512 млн долларов). В случае задержки сумма увеличивалась бы на 500 биткоинов (около 102 тыс. долларов) каждый месяц. Бачиашвили подчеркнул, что это письмо было отправлено уже после возбуждения уголовного дела, когда прокуратура начала расследование, а в Тбилисском городском суде проходили процессы по делу.

Через несколько часов после заседания Георгий Бачиашвили опубликовал содержание письма Иванишвили на своей странице в Facebook. Он назвал текст прямой иллюстрацией того, что в 90-х годах называли «криминальным шантажом». Под «пострадавшей стороной» подразумевается сам Бидзина Иванишвили.

«Как вам известно, на 27 марта 2024 года назначено предварительное судебное заседание, где, в том числе, будет решаться вопрос передачи дела на основное рассмотрение. Соответственно, до этого момента пострадавшая сторона согласна принять 60% от количества биткоинов, окончательно зафиксированного в обвинительном заключении. В случае отказа от настоящего предложения или затягивания ответа, начиная с каждого последующего месяца после даты предложения (в данном случае с 1 апреля 2024 года), количество биткоинов, передаваемое пострадавшей стороне, будет увеличиваться на 5%. Например, с апреля вместо 60% минимальный объем составит 65%, с мая – 70% и так далее. Учитывая очевидную правомерность позиции пострадавшей стороны, по нашим оценкам, суд должен завершить рассмотрение дела до конца года, и по истечении этого срока в случае непринятия предложения у обвиняемой стороны не останется возможности получить какую-либо скидку», – говорится в опубликованном Бачиашвили письме.

В нем также отмечается, что пострадавшая сторона использует все имеющиеся механизмы, чтобы не допустить распоряжения обвиняемым присвоенной криптовалюты и получения им выгоды от этого. В завершении письма сторона попросила сообщить позицию относительно данного предложения.

Указанные суммы, предложенные в обмен на свободу Бачиашвили, бизнесмен назвал астрономическими, а сам жест – вымогательством. Адвокат почетного председателя «Грузинской мечты» Темо Циквадзе, в свою очередь, не видит в письме ничего криминального, а считает ее попыткой примирения сторон, «что является вполне здоровым явлением». Кроме того, он обвинил Бачиашвили во лжи, поскольку тот утверждал, что письмо передал не юрист, а доверенное лицо олигарха.

«Общеизвестный факт, что я являюсь адвокатом/представителем Бидзины Иванишвили. <…> При этом подтверждаю, что общался с адвокатом обвиняемого и представил ему предложение потерпевшей стороны. Суть предложения заключалась в том, что потерпевшая сторона проявит добрую волю и обвиняемому будет предоставлена «скидка» в размере, указанном в предложении, если до начала досудебного слушания соответствующая сумма со стороны обвиняемого будет мгновенно возвращена. <…> Следует также отметить, что по просьбе адвоката обвиняемого я несколько раз встречался со стороной обвиняемого, чтобы услышать их позицию и предложения. Тогда они прекрасно знали, что я являюсь адвокатом/представителем Иванишвили, и странно делать такие заявления сегодня», – заявил Циквадзе.

Между тем Георгий Бачиашвили во время своего процесса обратился к суду с требованием вызвать Иванишвили в суд для дачи показаний:

«Я жду, чтобы в этом здании передо мной предстал Иванишвили, чтобы лично доказать в его присутствии, что все это его фабрикация. Но Иванишвили боится допроса даже в качестве свидетеля, на любом суде. Уверен, что и прокурор, и сам Иванишвили будут оказывать давление на суд, чтобы он здесь не появился. К сожалению, суд, скорее всего, подчинится его воле».

Прокурор, в свою очередь, заявил, что все лица, связанные с этим делом, будут допрошены. Вероятно, и сам потерпевший в этом деле олигарх. Однако прокурор не уточнил, в каком формате это произойдет – лично или дистанционно.

«По этому делу будут допрошены все, у кого есть существенная информация. Абсолютно все будут допрошены», – подчеркнул прокурор в беседе с журналистами.

Но Бачиашвили убежден: Иванишвили придумает что угодно, чтобы не явиться на суд. Этот процесс он называет «личным процессом Иванишвили».

«Это процесс, где он одновременно является истцом, прокурором и судьей. Вероятно, это уникальный процесс, в котором сам истец находится под санкциями за откат демократии в стране, главный прокурор – под санкциями за нарушения прав человека, а руководители суда – под санкциями за коррупцию. Это апофеоз того, как не должно функционировать правовое правосудие».

По словам Бачиашвили, за два года прокуратура не представила ни одного существенного доказательства, которое бы подтвердило его вину.

«Если бы не его полная политическая власть и влияние на прокуратуру и суды, это дело даже не было бы рассмотрено. <…> Но, как видно, важнее правосудия задание, данное свыше. Я лично являюсь свидетелем, как такие задания раздавались», – заявил Бачиашвили журналистам.

Это заявление вызвало особый интерес у грузинского общества. Бачиашвили рассказал, что не раз был свидетелем, как Иванишвили приглашал в свой стеклянный бизнес-центр на Мтацминда судей и прокуроров для обсуждения конкретных дел и принятия конкретных решений. По его словам, именно грузинский олигарх давал им директивы. Среди гостей Иванишвили, как говорит Бачиашвили, были бывший генеральный прокурор Ираклий Шотадзе и члены «судебного клана».

«Я свидетель, как Шотадзе бегал к Иванишвили. Каждый второй день я его встречал. Судьи часто ходили в гости, иногда я ждал, когда они уйдут, иногда они приходили после меня. Это была ежедневная практика у его дверей. Неважно, был он премьером, уходил он из политики или приходил. Это все было вранье, ничего не менялось. Как они ходили к нему, так и продолжают ходить».

Бачиашвили также вспомнил детали одной из таких встреч. Речь касалась дела «Рустави-2». По его словам, Иванишвили заранее знал о решении суда и до окончания судебного процесса решал, на кого переоформить телеканал. Одним из кандидатов был Бачиашвили, который от этого предложения отказался.

«До окончания процесса «Рустави-2» он предлагал мне переоформить телеканал. Мол, ты бизнесмен, у тебя есть возможность владеть этим телеканалом. Я отказался, потому что не хотел принимать участия в этом беззаконии. Но факт в том, что Иванишвили уже знал решение, которое будет».

Бачиашвили также рассказал о том, что нарратив «Грузинской мечты» о «глобальной партии войны» формировался на его глазах, а ему предлагали писать письма о теориях заговора «партии войны». Но он отказал Иванишвили в участии в «антизападных нарративах, пропаганде и действиях», после чего, по его словам, к нему изменилось отношение.

«Это было наше первое разногласие. Он как бы «преодолел» это, но уже во всех наших разговорах ясно показывал мне, что я для него уже ненадежен, по его словам, я с кем-то сотрудничал и т. д. Когда я остался верен своим ценностям и не последовал этому безумию и беззаконию, наши пути разошлись».

Бачиашвили считает, что его судебный процесс представляет собой в том числе и попытку свести с ним счеты.

ИНФОСПРАВКА:

В июле 2023 года Генеральная прокуратура Грузии возбудила уголовное дело против Бачиашвили по факту присвоения крупной суммы криптовалюты и легализации незаконных доходов. В 2015 году Бачиашвили предложил Иванишвили вложить деньги в майнинг биткоинов. Иванишвили согласился на предложение и решил инвестировать 5 миллионов долларов. Согласно версии следствия, компания Бачиашвили заключила годовой контракт с неким «иностранным предприятием», которое должно было добывать биткоины. Сумма контракта составила 6 305 000 долларов, из которых 5 миллионов принадлежали Иванишвили, а 1 305 000 долларов – Бачиашвили. Прибыль делилась в пропорции 79,3% для Иванишвили и 20,7% для Бачиашвили. В результате было заработано 24 661,85 биткоинов. С учетом расходов Иванишвили должен был получить 8 253,13 биткоинов как свою долю прибыли. Однако в октябре 2017 года Бачиашвили передал Иванишвили в долларовом эквиваленте всего 536 900 вместо обещанных 39,2 миллиона долларов. Остальную часть суммы он «присвоил». Позже Бачиашвили, как утверждает следствие, перевел биткоины на разные криптовалютные кошельки, обналичил часть, совершил различные экономические сделки и купил несколько объектов недвижимости, пытаясь скрыть происхождение денег. В июле 2023 года ему назначили меру пресечения в виде залога в размере 2,5 миллиона лари (524 533 долларов).

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG