Accessibility links

Второй тур и имиджевые потери России


Изида Чаниа
Изида Чаниа

15 февраля прошли выборы президента Абхазии. Объявлен второй тур, в который, как и прогнозировали, вышли два кандидата – от власти и оппозиции. По результатам первого тура ни одна сила не набрала даже 50 процентов голосов избирателей. Так называемая «третья сила» ожидаемо получила поддержку всего 12 процентов. Разрыв в 10 процентов в пользу провластного кандидата недостаточен для его победы.

Нынешние выборы президента Абхазии многие наблюдатели называли экзаменом на зрелость и отмечали, что на них открыто схлестнулась власть капитала, направившего свои усилия на размывание государственности, с национально-государственным проектом, продвигаемым оппозицией. Подведение итогов выборов начну с категоричного утверждения, с которым, возможно, кто-то не согласится: этот экзамен на зрелость наша страна провалила с треском.

Выборы проходили при беспрецедентном вмешательстве в выборный процесс со стороны России, откровенно поддержавшей бжаниевско-анквабовскую коалицию, с использованием двух ложных тезисов – об антироссийских настроениях и протурецком влиянии. Эти тезисы позволяли полностью отвлечь внимание от внутренней повестки, к которой за пять лет скопилось множество претензий. Однако провластному кандидату поддержка Москвы ожидаемого перевеса не дала – не помогли ни миллиардные вливания в предвыборную кампанию, ни нанятый к выборам чартерный рейс в аэропорт Сухума с провластным кандидатом Гунба и членами его семьи на борту, ни целая армия российских политтехнологов, ни лишение российского гражданства оппонентов провластного кандидата по спискам Бжания. И даже хор Пятницкого, приехавший на гастроли в Абхазию, не спас ситуацию.

Напомню, что вмешательство в абхазские выборы выражалось также в заявлениях о поддержке, в проведении акций, в которых кандидат от власти выступал в роли единственного получателя российской помощи, в тиражировании тезиса об антироссийских настроениях в обществе, в угрозах лишения зарплаты и отключения света. К тому же, чтобы уменьшить численность абхазских голосов и лишить оппозицию части электоральной поддержки, был ликвидирован избирательный участок в Турции, где проживает многочисленная абхазская диаспора. Диаспоре не дали время даже на приезд в Абхазию, сообщив о ликвидации участка в Сакарье накануне выборов. Но кульминацией в день выборов стала депортация из России известного в Абхазии молодого музыканта, лауреата многочисленных российских конкурсов Бараса Куджба и депортация из Адлерского аэропорта в Стамбул ветерана грузино-абхазской войны Умита Ашба. Гражданину Абхазии не позволили транзитный проезд через Россию на родину.

После того как стало известно, что Барас Куджба депортирован из России без права въезда на 10 лет, его отец Али Куджба, потомок абхазских махаджиров, постоянно живущий в Абхазии, написал в соцсети пронзительный пост: «Теперь я знаю, что Барас был депортирован из России на 10 лет. Я и моя семья готовы к депортации на 100 лет, только чтобы мы могли мирно завершить выборы сегодня. Давайте не попадемся в ловушку тех, кто хочет использовать этот инцидент, чтобы спровоцировать нас», – написал Али Куджба.

Эти события вынуждают меня делать акцент на давлении на этнических абхазов, которых с подачи абхазских политиков, поддерживаемых Москвой, лишают естественного права на передвижение – отзыв российского гражданства по надуманным обвинениям, запрет на въезд в Россию. Показательная акция – не только «кнут». Она, повторюсь, имела и другую цель – искусственное занижение численности этнических абхазов в очень важном политическом процессе.

Должна сказать, что со времен развала Советского союза это первый случай, когда абхазов столь откровенно, без всяких оснований лишают права на посещение свой исторической родины, права на участие в выборах как за рубежом, так и у себя на родине. И это первый случай, когда это делается по рекомендации руководства Абхазии. Никак иначе как политическими гонениями это не назовешь. И только у кандидата от власти Гунба такие методы борьбы с оппонентами не вызывали возмущения, потому как все это вкупе должно было стать гарантией убедительной победы провластного кандидата в первом туре. И для меня очень удивительно, что такие грандиозные усилия Москвы не привели к значительному электоральному превосходству приемника Бжания, который даже не дотянул до поддержки половины избирателей.

В любой другой стране такое грубое и ничем не скрываемое вмешательство другого государства в выборы стало бы поводом для протестов и отмены выборов. Но наша ЦИК оказалась неподготовленной к таким подвигам. Поэтому ко второму туру получившие карт-бланш технологи будут раскручивать еще и межнациональную рознь. И до пенсий, зарплат, света, воды и уж тем более реформирования системы власти и всего того, что должно интересовать жителей страны, мы так и не доберемся. Политтехнологи позаботятся, чтобы мы не отвлеклись на главные вопросы, связанные с демографией, образованием, здравоохранением, коррупцией, безопасностью страны и народа.

И еще. Оказывая электоральную поддержку преемнику Бжания, а значит, коррупции, Москва возможно и добилась некоторого увеличения электоральной массы, проголосовавшей за «их» кандидата, и снижения электоральной массы этнических абхазов, но, без сомнения, понесла серьезные имиджевые потери.

Изида Чаниа, «Нужная газета»

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG