Президенты Украины и Польши Владимир Зеленский и Анджей Дуда в воскресенье встретились в Луцке – административном центре Волынской области на западе Украины. Это встреча не была анонсирована заранее. Они приняли участие в экуменической литургии в римско-католическом Соборе Святых Апостолов Петра и Павла, посвященной 80-й годовщине Волынской трагедии, почтив память погибших. После молитвы лидеры двух стран поставили свечи перед алтарем.
"Вместе с президентом Украины Владимиром Зеленским мы отдаем дань памяти убитым полякам", – прокомментировал в твиттере Анджей Дуда. "Вместе чтим всех невинных жертв Волыни. Память объединяет нас. Вместе мы сильнее!", – написал Владимир Зеленский в твиттере.
Речь идет о событиях 1943 года, когда силы Украинской повстанческой армии (УПА) убили, по ряду оценок, более 50 тысяч местных жителей польского происхождения, а в ответ польские партизаны, действовавшие в условиях нацистской оккупации территорий довоенной Польши, начали репрессивные акции, хоть и меньшего масштаба, против украинского населения. Эти события повлияли и на события после окончания Второй мировой войны: после 1945 года украинское меньшинство в Польше было частично выселено в УССР, а частично рассеяно в ходе переселения в другие регионы польского государства, чьи границы подверглись пересмотру и изменениям по итогам Второй мировой войны. В Варшаве на государственном уровне память жертв почтут 11 июля.
Волынская трагедия много лет была камнем раздора между Варшавой и Киевом: Польша стремилась возобновить эксгумационные работы в Западной Украине, а Украина – добиться восстановления разрушенных в Польше монументов на памятных для украинцев местах. Конфликт пытались разрешить за несколько лет до начала вторжения России в Украину, но только после начала нынешней войны удалось если не забыть о нем, то по меньшей мере найти пути выхода из него: в мае этого года польские историки после многолетнего перерыва получили возможность возобновить эксгумационные работы на местах захоронений жертв Волынской трагедии. Этого они добивались несколько лет: запрет на проведение эксгумаций был введен Украиной после того, как были разрушены около десяти украинских мемориалов, расположенных в Польше близ украинской границы, а местные польские власти чинили препятствия восстановлению памятников, в частности еще и потому, что после восстановления их разрушали снова и снова.
Еще одна причина, по которой памятники длительное время не восстанавливали, – отношение к событиям 1943 года. "Есть разница между монументами в память о невинных гражданских жертвах и памятниками одной из воюющих сторон", как охарактеризовал это бывший глава Польского института национальной памяти Лукаш Каминский.
Польша называет операции УПА против мирного польского населения во время Второй мировой войны геноцидом, в этой стране предусмотрено уголовное наказание за отрицание преступлений Украинской повстанческой армии. В Украине в то же время бойцы УПА признаны борцами за независимость в XX веке. При этом всех, кто воевал в рядах Украинской повстанческой армии, не рассматривают одинаково. Те из них, кто участвовали в боях против нацистской Германии в 1941–1944 годах, не замешаны в преступлениях против мира и человечества, а также реабилитированы как жертвы политических репрессий, приравнены к участникам боевых действий и получают те же льготы, что и ветераны Красной армии.
Попытки восстановить отношения двух стран Владимир Зеленский предпринял еще в 2019 году. Он пообещал отменить введенный при его предшественнике Петре Порошенко запрет на эксгумации и поиски останков польских жертв на территории Украины, что стало ответом на снос памятника УПА в Грушовичах на Подкарпатье. Первые поисковые работы во Львове были возобновлены в ноябре 2019 года. Украинская сторона, впрочем, обусловила выдачу последующих разрешений восстановлением разрушенной вандалами в 2015 году надгробной плиты на братской могиле воинов УПА на горе Монастырь в польском селе Верхрата (оно находится в менее чем десяти километрах от украинской границы). Уничтоженную надгробную плиту восстановили только в 2020 году, но без списка имен воинов УПА, погибших в боях с войсками НКВД в марте 1945 года. На памятнике раньше были имена 66 погибших украинцев, сейчас там установлена лишь табличка с короткой надписью, напоминающей об исторических обстоятельствах битвы. Само же восстановление памятника стало возможным после встречи Владимира Зеленского с президентом Польши Анджеем Дудой в октябре 2020 года.
Нынешней встрече Дуды и Зеленского предшествовала целая вереница событий, связанных с вопросами национальной памяти. В марте этого года группа украинских чиновников, историков и представителей церкви, побывавших на горе Монастырь в годовщину гибели воинов УПА, вновь призвала восстановить надгробную плиту с именами погибших. О поездке на своей странице в фейсбуке рассказал Святослав Шеремета, глава Комиссии по культуре и информационной политике Львовского областного совета. "Я уверен, что гора Монастырь станет местом памяти, которое будет символизировать борьбу народов против коммунистического кремлевского тоталитарного режима, преемником и последователем которого является путинская Московия", – написал он.
Вслед за этим в мае в Украину приехал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Он посетил уже не существующее польское село Острувки на Волыни: вместе с польским историком Леоном Попеком Моравецкий установил там простой деревянный крест в память о жертвах Волынской трагедии. Глава польского правительства также посетил кладбище, на котором похоронены погибшие и возложил цветы к памятнику, установленному там. Позже в интервью польскому телеканалу Polsat он рассказал: "Мы говорили об эксгумациях (польских жертв УПА – Прим.РС). Мы требуем права провести их как можно быстрее, хотим, чтобы это произошло еще в мае-июне (2023 года. – Прим. РС). Надеюсь, что на этот раз украинская сторона сдержит свое слово", – сказал он, добавив, что президент Украины положительно отреагировал на запрос об эксгумациях.
По словам действующего главы Института национальной памяти Польши Ярослава Шарека, Варшава в ближайшее время намеревается инициировать поисковые работы и эксгумацию польских солдат, погибших в битве с подразделениями российской царской армии близ села Костюхновка на Волыни во время Первой мировой войны, польских пограничников, погибших, защищая границы Польши в ходе советской агрессии в сентябре 1939 года близ села Тинне Ровненской области, а также жертв Волынской трагедии в несуществующем сегодня польском селе Остривки на Волыни.
Выданное Украиной разрешение касается также поисковых и археологических работ на могилах поляков, убитых в феврале 1945 года в местечке Пузники на Подольской возвышенности.
"Мы благодарим украинское правительство за это важное решение, а также высказываем благодарность всем представителям Республики Польша, в частности президенту, премьер-министру, министру культуры и национального наследия, которые сделали все возможное для того, чтобы состоялись поиск и эксгумация наших соотечественников, останки которых захоронены на территории Украины", – сообщили в польском фонде "Свобода и демократия" в ноябре прошлого года, когда решение на проведение эксгумационных работ было выдано.
Президент Польши отреагировал на выдачу разрешений Украиной такими словами: "Это свидетельствует о качественном изменении: сегодняшняя украинская власть имеет больше понимания этого вопроса, чем ее предшественники несколько лет назад", – сказал он.
Эти слова были бы невозможны, если бы в июле прошлого года Сеймом Польши не были внесены поправки в закон о функционировании Центра диалога имени Юлиуша Мерошевского (польский журналист, считавший, вслед за Ежи Гедройцем, что безопасность Польши зависит от положения, в котором находятся такие государства, как Литва, Беларусь и Украина. – Прим.РС). Деятельность центра теперь связана в том числе с поддержкой интеллектуального диалога между поляками и украинцами, частью которого является и разрешение противоречий в трактовке Волынской трагедии. До начала российской агрессии работа центра была связана в том числе с налаживанием российско-польского диалога, однако война заставила пересмотреть его деятельность: с лета прошлого года центр сосредоточил свое внимание на страны Восточной Европы – на диалог с белорусами и украинцами, а также с той частью российского общества, которая осудила преступления Владимира Путина. Центр недавно провел обширное исследование об отношении украинцев к польской истории, народу и политикам. 72 процента украинцев ответили, что самым близким народом из всех соседей Украины является сейчас польский народ.
Вторжение России на территорию Украины ускорило стремление Варшавы и Киева уладить разногласия. Несмотря на расхождения в оценке событий прошлого, Польша с первых дней войны стала всеми возможными способами помогать Украине. Среди всех стран Евросоюза Польша приняла наибольшее количество украинских беженцев, вынужденных уехать за границу из-за интенсивных российских ракетных обстрелов – почти 1 миллион 600 тысяч человек. Польша стала одним из самых активных союзников Украины также на дипломатическом уровне: она выступает за скорейшее принятие Украины в Европейский союз и НАТО. Эта страна также помогает Киеву получать военную помощь: Варшава была сторонницей того, чтобы украинская армия была оснащена истребителями, и уже весной этого года отправила четырнадцать Миг-29 в Украину. Польша также передала Киеву 325 танков разных типов, в том числе Leopard, Т-72 и PT-91 Twardy – больше, чем другие западные союзники Украины. По объему военной помощи Варшава является третьей после США и Великобритании страной.
"Ми передаем эти вооружения, но не ослабляем наши оборонные способности", – объяснял глава польского правительства после того, как было принято решение оказать Украине военную помощь. И в Луцке, помимо Волынской трагедии, Дуда и Зеленский говорили о противостоянии российской агрессии: "Договорились действовать вместе, чтобы получить лучший результат для Украины", – написал по итогам встречи Зеленский в твиттере, упомянув предстоящий саммит НАТО в Вильнюсе, на котором ожидается принятие решений по гарантиям безопасности для Украины в долгосрочной перспективе.