9 апреля — день боли и гордости для грузин. Жестокий разгон советскими войсками мирной демонстрации в Тбилиси 36 лет назад унес жизни 21 человека. Протестующие требовали независимости своей страны. Спустя два года Грузия обрела долгожданную свободу. Сегодня у тех же ступеней парламента снова идут акции — теперь, как говорят участники, в защиту уже обретенной независимости.
На серых гранитных плитах перед парламентом — двадцать один черно-белый портрет. На них указаны имена, фамилии, возраст. Почти все — женщины.
Самой младшей из них было 15 лет. 36 лет назад, 9 апреля 1989 года, они были среди тех, кто вышел на улицы за свободу и независимость Грузии. А против них — советские танки, саперные лопатки и ядовитый газ. Тогда было много крови. Сегодня — красные тюльпаны и встреча прошлого с настоящим.
Этот мемориал в 36-ю годовщину трагедии охраняют другие. В руках у них новые портреты: в основном мужчины.
Это те самые «узники совести», задержанные на фоне проевропейских акций. Плакаты с их изображением держат в руках их родители, братья, сестры. Они провели здесь целую ночь и уже более 18 часов охраняют подступы к мемориалу, потому что пообещали не пропустить тех, кто, по их словам, предал саму суть борьбы 9 апреля — представителей «Грузинской мечты».
Так как не всех можно узнать в лицо, протестующие проводят блиц-опрос у подходов к мемориалу для тех, кто приходит с цветами в руках:
— Кто начал войну 2008-го? — спрашивают они.
Казалось бы, простой вопрос, но не для всех. Некоторые срываются и отвечают агрессией.
— Кто вы такие, чтобы я вам что-то объяснял? — резко бросает мужчина средних лет в сером костюме. Имя его никто не знает. Но в толпе уверены — он из круга «Грузинской мечты».
Тем не менее, активисты стремятся сдерживать свои эмоции и сохранять уважение к гражданам Грузии, невзирая на их политические убеждения. Они напоминают друг другу, что их основная цель — политические деятели от «Мечты».
— Люди, давайте устроим коридор. Мемориал принадлежит всем. Пропустим простых граждан, — говорит кто-то в толпе и люди начинают расступаться.
В районе парламента периодически становится неспокойно: то приходят люди с завязанными на шее флагами партии «Грузинской мечты», то появляются провокаторы — так называемые титушки с палками и оскорблениями в адрес протестующих. Демонстранты оперативно вытесняют их — до церкви Кашвети, где те находят убежище, или еще дальше.
— Не бегите за ними! Возвращайтесь к мемориалу. Укрепляем мемориал! — кричат участники акции в рупор, призывая людей оставаться на местах.
Родители заключенных буквально обступили памятник, чтобы не упустить момент возможного появления представителей «Грузинской мечты».
Где-то в стороне разгорается громкий спор. Мужчина с желтыми цветами в руках уклоняется от ответа на вопрос о том, кто начал войну.
— Мы же вместе защищаем страну от обрусения! — говорит участник акции.
— А я не защищаю? Я в 1978 году грузинский язык защищал. И сегодня я защищаю страну! — отвечает мужчина.
Спор внезапно прерывает пронзительный женский крик возле улицы 9 апреля, там, где выстроился полицейский кордон. Это кричит Наргиз — мать задержанного студента Звиада Цецхладзе.
— Негодяй? Он назвал моего сына негодяем?!— кричит она со слезами на глазах.
Человек, оскорбивший ее сына, уже успел скрыться за полицейским кордоном.
— Тетя Наргиз, ваш сын — самый крутой. У вас лучший сын. Негодяи — это вот эти русские, — пытаются утешить ее демонстранты, с которыми она провела всю ночь на проспекте Руставели.
Слово «русские» сегодня звучит особенно часто как своеобразный маркер. Каждый раз его произносят при появлении заметных представителей «Грузинской мечты». Одним из первых к мемориалу приходит министр по делам внутренне перемещенных лиц и зять Ираклия Кобахидзе — Давид Пацация. Вслед за ним — мажоритарный депутат Глдани Константин Зарнадзе. Однако возложить цветы им не удается. Зарнадзе обвиняет собравшихся в «майданизации Грузии» и после продолжительной перепалки и обмена оскорблениями с демонстрантами уходит с тем же букетом красных тюльпанов, с которым пришел. Не пропускают и ректора Технического университета Давида Гургенидзе — того самого, кто отказался поддержать студенческую забастовку.
А вот иностранных дипломатов, аккредитованных в Грузии, встречают с благодарностью. Послы США, Польши и Эстонии пришли почтить память жертв 9 апреля.
Тем временем становится известно, что представители «Грузинской мечты» направляются в собор Святой Троицы. Они решают не появляться на проспекте Руставели. Премьер Кобахидзе объясняет в своем официальном заявлении, что это решение обусловлено желанием «избежать провокаций». Однако возмущение в обществе вызывает другое: в его заявлении относительно событий 9 апреля нет ни одного упоминания о советской армии, лишь о некой «иностранной силе».
«9 апреля — это день, когда иностранная сила применила насилие против наших сограждан. Сегодня, спустя 36 лет после трагедии 9 апреля, иностранная сила продолжает совершать насилие на проспекте Руставели. Даже сегодня на проспекте Руставели иностранная сила разжигает ненависть, пытается искусственно разрушить единство грузин и борется с идеей свободы», — говорится в официальном обращении.
У министра обороны Ираклия Чиковани такая же риторика, однако дальше всех идут спикер парламента Шалва Папуашвили и член «Грузинской мечты» Нино Цилосани. Они ставят знак равенства между солдатами советской армии, которые убивали мирных демонстрантов, и участниками сегодняшних протестов.
«В 1989 году солдаты Родионова пытались, но так и не смогли сокрушить идею независимости. Сегодня на проспекте Руставели солдат Родионова с лопатами заменили потерявшие родину люди, размахивающие чужими флагами, которые с той же беспощадностью пытаются уничтожить идею независимости Грузии», — заявил Шалва Папуашвили.
Позднее Кобахидзе пояснит значение своего заявления: он хотел провести параллель между Deep State и советским КГБ. По его словам, 36 лет назад тоже действовала «внешняя сила», но только другая, а сегодня также действует «внешняя сила» против национальных интересов Грузии:
«Методы не изменились — Deep State действует методами советского КГБ, и самое печальное — он использует для этого европейскую бюрократию».
Пятый президент Грузии Саломе Зурабишвили раскритиковала заявления главы правительства, назвав их «позором». Она отметила, что «Мечта» даже не осмелилась назвать русских солдат их настоящим именем.
«9 апреля — это день жестокого и беспощадного разгона, устроенного российской армией. 9 апреля — это день победы мирной борьбы Грузии! Только русские и их слуги приносят войну и насилие. Побеждают мир, вера в будущее, свобода, независимость!», — написала Зурабишвили в социальной сети.
Участники акций после прозвучавших заявлений называют представителей «Мечты» наследниками предателей, из-за которых случилась трагедия 9 апреля. Среди них — мама задержанного актера Андро Чичинадзе, Лика Гунцадзе. 36 лет назад она стояла здесь — тогда ей было 25. Сегодня ей 60.
«Я сама участница 9 апреля, 36 лет назад я защищала независимость, здесь фактически было поле боя, и сегодня я снова здесь. Мне было 25, а теперь мне 60. Что сказать уже не знаю. Снова пришли современные Орджоникидзе. Я никак не могла представить, что все вернется назад. Мераб Костава, кстати, говорил: когда обретешь свободу, ее нужно защищать. Видимо, мы где-то допустили ошибку, не смогли ее защитить, и мы снова оказались там, где были», — сказала она в интервью TV Pirveli.
Историки утверждают, что «Грузинская мечта» открыто пытается переписать историю Грузии и исказить память о 9 апреля. По их словам, с помощью игры с терминами и воспитания нового поколения с использованием новых понятий, они пытаются стереть подлинную историю.
«Пришли к такой точке, что все, связаное с независимостью этой страны и борьбой за нее, демонстративно оскорбляют в угоду России. И тем самым говорят людям: если вы думали, что это правильная история, когда Грузия веками боролась с Россией за свою независимость, то вы ошибаетесь. Вы исчезнете и останутся те, для кого Россия здесь будет не при чем», — говорит историк Ираклий Хвадагиани.
Но участники акции протеста не намерены молчать в ответ на эти попытки. Они приносят клятву, что будут защищать достижения 9 апреля 1989 года.
«Сегодня, 9 апреля, на проспекте Руставели, где 36 лет назад наши, твои герои с молитвой и песней сражались лицом к лицу с советскими войсками за свободу Грузии, перед душами мучеников, которые смотрят на нас, мы клянемся: мы защитим их достижения — независимость Грузии. Мы защитим каждого борца, узников совести. Мы не оставим тех, кого преследуют за правду. Словом и делом, с любовью мы протянем руку помощи им и их семьям. Мы будем стоять плечом к плечу друг с другом. Мы будем бороться до конца — за свободу этой страны и ее народа. Да поможет нам Бог в этой великой борьбе!».