Процесс по делу Инала Джабиева вступает в решающую стадию и возобновится на этой неделе, 3 октября. Суд должен был приступить к рассмотрению протоколов очных ставок участников процесса и свидетелей, но адвокаты подсудимых ходатайствовали сначала выслушать их подзащитных. Наблюдатели полагают: расчет на то, чтобы создать неустранимые противоречия между их показаниями и свидетельствами тех, с кем проводились очные ставки.
Суд по делу Джабиева намеревался перейти к рассмотрению вещественных доказательств – протоколов очных ставок обвиняемых, потерпевших и свидетелей по делу, но адвокаты подсудимых попросили вначале выслушать их показания.
Напомним, Инал Джабиев, подозреваемый в покушении на главу МВД, умер после допроса в криминальной милиции в августе 2020 года. Его смерть вызвала широкий общественный резонанс. Обвиняемыми по делу проходят восемь сотрудников криминальной милиции.
26 сентября суд рассмотрел вещественные доказательства – записи с городских камер наблюдения, установленных на перекрестках. На представленных суду записях предположительно запечатлены транспортные средства силовиков, на которых похищенных парней перевозили по городу из одного учреждения в другое, чтобы таким образом скрыть их местонахождение и принудить к самооговору. Эти записи в качестве вещественных доказательств к делу приобщило следствие. При этом следователи прокуратуры не удосужились увеличить кадры, чтобы можно было прочитать регистрационные номера автомобилей и идентифицировать транспортные средства. Отсюда и такое слабое определение, как «предположительно».
На записях с камер также зафиксирован приезд скорой помощи в СИЗО после наступления смерти Джабиева.
Далее суд должен был приступить к исследованию протоколов очных ставок обвиняемых, потерпевших и свидетелей по делу, но адвокаты обратились к суду с просьбой изменить регламент. По их словам, подсудимые изъявили желание дать показания раньше, чем будут оглашены очные ставки. Потерпевшая сторона не стала возражать. По словам адвоката Фатимы Гатагоновой, представляющей интересы вдовы Инала Джабиева Оксаны Сотиевой, в этом ходатайстве нет процессуальных нарушений, поэтому нет причин и для отказа подсудимым.
На представленных суду очных ставках потерпевшие указывают на конкретные лица, рассказывают, кто и куда их вывозил, где их прятали, кто с ними разговаривал, проводил допросы и т. п. По мнению потерпевшей стороны, это само по себе является доказательством вины подсудимых, потому что никакого уголовного дела, по которому похищенные сотрудниками милиции молодые люди проходили бы как подозреваемые, на тот момент не существовало, никаких официальных санкций в отношении них не применялось.
Соответственно, никто из обвиняемых силовиков не был включен в группу по расследованию и не имел права проводить с ними так называемые «беседы». Де-юре их просто похитили, незаконно удерживали и пытали.
Как полагают наблюдатели, подсудимые хотят дать свои показания до оглашения протоколов очных ставок в суде, которые будут противоположны им. Очевидно, расчет на то, чтобы создать неустранимые противоречия между их показаниями и показаниями лиц, с кем производились очные ставки. Неустранимые, потому что они не могут быть уточнены, так как потерпевшие (из тех, кто остался жив), находятся за пределами республики: Герсан Кулумбегов и Николай Цховребов подписали контракт с Минобороны РФ и в настоящее время участвуют в СВО.
Известно, что недавно к Цховребову на Донбасс приезжал нотариус в сопровождении военной полиции с готовым документом, в котором указывалось, что потерпевший не имеет претензий к одному из подсудимых Сергею Козонову. Цховребов подписал документ. Наблюдатели полагают, что на потерпевших Цховребова и Кулумбегова оказывается давление, поэтому высока вероятность, что они больше не появятся в суде.
По закону неустранимые сомнения – это такие сомнения, которые не могут быть преодолены никоим образом, даже путем совершения дополнительных процессуальных действий.
Согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 55 «О судебном приговоре», неустранимые сомнения в доказанности обвинения, в том числе отдельных его составляющих (формы вины, степени и характера участия в совершении преступления, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств и т. д.), толкуются в пользу подсудимого.
Следующее судебное заседание назначено на четверг, 3 октября. Наблюдающие за процессом утверждают, что он вступает в кульминационную стадию.
Напомним, трех молодых жителей Цхинвала – Инала Джабиева, Николая Цховребова и Герсана Кулумбегова – полицейские похитили 23 августа 2020 года и на протяжении пяти суток под пытками пытались принудить к самооговору, а именно признаться в покушении на тогдашнего министра внутренних дел Игоря Наниева по поручению в ту пору лидера оппозиции, нынешнего президента Алана Гаглоева.
Истязания прекратились лишь 28 августа, когда один из похищенных, 30-летний Инал Джабиев, скончался во время допроса, не выдержав пыток. У Николая Цховребова из-за причиненных побоев отнялись ноги, ему пришлось пройти курс лечения, чтобы начать ходить.
Дело получило колоссальный общественный резонанс. Возмущенные жители республики вышли на площадь у Дома правительства в Цхинвале и потребовали немедленной отставки президента Анатолия Бибилова и генпрокурора Урузмага Джагаева как ответственных за преступление.
Президент Бибилов в отставку не ушел, но пообещал объективное расследование преступления. Генпрокуратура привлекла к ответственности восьмерых сотрудников криминальной милиции, участвовавших в незаконных задержаниях и допросах: Марата Хугаева, Сергея Козонова, Алана Багаева, Ирбега Сланова, Заура Гогичаева, Артура Тадтаева, Андрея Джиоева и Ацамаза Наниева.
27 октября 2023 года Генпрокуратура направила в судебные органы для рассмотрения по существу уголовное дело по факту смерти Инала Джабиева, а также по факту причинения телесных повреждений различной степени тяжести гражданам республики Герсану Кулумбегову и Николаю Цховребову.
Подсудимым, в зависимости от степени вины, предъявлены обвинения по части 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего), части 3 ст. 286 (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий), части 1 статьи 301 (заведомо незаконное задержание) УК РФ.
16 сентября уголовное дело в отношении Ацамаза Наниева было выделено в отдельное производство, после того как он, не дожидаясь вынесения приговора, выехал на территорию России, подписал контракт с Минобороны РФ и отправился на СВО. Генпрокуратура РЮО объявила Наниева в розыск.
Подсудимые не признают своей вины ни по одному из пунктов обвинения.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России
Форум