Accessibility links

Цулукиани призывает к сотрудничеству с ее комиссией


Заседание комиссии по расследованию прошлой деятельности ЕНД (коллаж)
Заседание комиссии по расследованию прошлой деятельности ЕНД (коллаж)

17 февраля в Парламенте Грузии прошло заседание временной следственной комиссии, созданной по инициативе партии «Грузинская мечта» для «изучения деятельности правительства и политиков в период с 2003 по 2012 год». В ходе заседания были заслушаны представители Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры и Центральной избирательной комиссии. Одной из главных тем обсуждения стала августовская война.

Ошибки, допущенные в уголовных делах в период с 2003 по 2012 годы, международные споры и правовые отношения, выборы, проведенные в период правления «Национального движения», а также августовская война 2008 года стали основными темами на сегодняшнем заседании комиссии по расследованию деятельности «Единого национального движения» с 2003 по 2012 годы.

Заслушав нынешнего представителя ЦИК Грузии, бывший министр юстиции и председатель следственной комиссии Тея Цулукиани поинтересовалась, насколько законно пришла к власти партия «Единое национальное движение». В частности, она заявила, что имеются вопросы относительно выборов 2004 года. Они касаются тогдашнего председателя ЦИК Зураба Чиаберашвили, который, по словам Цулукиани, подписал спорный протокол.

«Возможно, вам известно, что существует решение Страсбургского суда, опубликованное 8 октября 2008 года, которое называется «Лейбористская партия против Грузии». Это жалоба, поданная Лейбористской партией против государства, в которой утверждается, что Центральная избирательная комиссия неверно подытожила результаты выборов 28 марта на заседании 18 апреля 2004 года, не проведя выборы в двух крупных округах – Хуло и Кобулети. В результате 60 тысяч избирателей были исключены из выборного процесса и фактически лишились права участвовать в выборах», – заявила Цулукиани.

По этому вопросу комиссия планирует заслушать Зураба Чиаберашвили в пятницу. В 2004 году именно он занимал пост председателя Центральной избирательной комиссии.

Как и ожидалось, больше всего времени уделили теме августовской войны 2008 года, в частности международным спорам. По словам заместителя министра юстиции Беки Дзамашвили, Грузия не представила соответствующие доказательства своей невиновности. Установить истину в международных судах и оправдать Грузию стало возможным только после прихода к власти «Грузинской мечты».

«Когда Грузии пришлось перейти в активную фазу правового процесса, возникла ситуация, когда добавились 3300 жалоб, поданных этническими осетинами в Европейский суд по правам человека. Это было организовано Российской Федерацией, однако печальным фактом было то, что среди этих жалоб были и те, которые были поданы грузинскими неправительственными организациями против Грузии, например, дело «Алан Сиполс против Грузии», поданное Ассоциацией молодых юристов, где Грузии предъявляли обвинение в том, что она осуществила бомбардировку Цхинвали «градами», – сказал на заседании заместитель министра юстиции.

По словам Беки Дзамашвили, прямых доказательств того, что Россия осуществила бомбардировку грузинских деревень и городов, не существовало. Он сказал о доказательствах, связанных с так называемым «Искандером», которые, по его словам, исчезли.

«Искандер» был использован Российской Федерацией 12 августа 2008 года. Эта дата имеет важное значение, поскольку с 10 августа грузинская сторона односторонне прекратила боевые действия, в Гори уже не находилась военная техника, и фактически там оставались только мирные жители. Этот кассетный снаряд отличался высокой точностью, то есть он упал именно в том месте, куда был направлен, – это было золотое доказательство, которое должно было подтвердить, что кассетное оружие было использовано против мирного населения Грузии с намерением и целенаправленно. Когда мы заглянули в дело и увидели, что нам нужно было подтвердить эти обстоятельства перед международным судом, оказалось, что основного доказательства не было не только в деле, но и вообще в Грузии. На самом деле в начале процесса в Страсбурге у нас были только определенные кадры и фотоматериалы, которые российская сторона на протяжении многих лет успешно оспаривала, утверждая, что это были фотографии, обработанные в Photoshop. Ведь если этот снаряд реально упал на территорию Грузии, то его остатки должны были быть у грузинской стороны. И потребовалось несколько лет правительству Грузии, Министерству юстиции, чтобы найти эти остатки, вернуть их в страну. Нам удалось успеть представить это золотое доказательство до того, как суды вынесли свои решения».

«Золотое доказательство» косвенно должно было помочь «Грузинской мечте» в утверждении, что Михаил Саакашвили «играл в игру Путина».

На заседании заместитель министра юстиции косвенно обвинил тогдашнего заместителя министра обороны Бату Кутелия. По словам Дзамашвили, он дал интервью Human Rights Watch, в котором фактически признал, что по населенным пунктам Грузии попадали снаряды, выпущенные грузинскими войсками. Этот факт был использован российской стороной в качестве контрдоказательства во время судебных разбирательств. «Нам пришлось доказать правду, защитить честь наших солдат и предотвратить обвинения в совершении военных преступлений», – добавил он.

Представители «Национального движения» сегодня не дали комментариев по вопросам, связанным с войной 2008 года. Несколько дней назад Гия Барамидзе в интервью «Эху Кавказа» заявил: «Очевидно, что эта комиссия создана по указанию Владимира Путина, чтобы оправдать агрессию России против Грузии и переложить ответственность на Саакашвили».

Политический секретарь «Единого национального движения» добавил, что это важно для президента РФ в глобальном контексте сегодня, с учетом того, что происходит в Украине.

Комментировать «глупости» считает неуместным один из лидеров коалиции «Ахали» бывший министр юстиции Ника Гварамия. Он написал короткий пост на своей странице в Facebook:

«На безумной «комиссии» Цулукиани сказали, что Гварамия потерял бомбу «Искандера». Нужно вызвать его и допросить по этому вопросу. Сейчас моя жена сидит и думает, что написать международным организациям, чтобы они не подумали, что она сошла с ума, если меня поймают за присвоение бомбы».

На вопросы «Эха Кавказа» ответил генерал-майор Вахтанг Капанадзе. В период с 2008 по 2012 год он служил заместителем начальника Специальной службы внешней разведки Грузии. Как рассказывает Капанадзе, в 2013 году, когда он был назначен начальником Генштаба, была создана комиссия, которая изучила военный компонент 2008 года. Документ был довольно объемным. Он был передан Совету безопасности и президенту. Документ был помечен грифом «Секретно» и отвечал на многие вопросы.

Генерал-майор говорит нам, что если какие-либо доказательства исчезли после войны, это, конечно, должно быть расследовано. Однако у него есть определенные вопросы относительно работы комиссии.

«Если говорить о военных преступлениях, то 95% этих преступлений, на мой взгляд, были совершены со стороны России. Как эти факты были представлены международным судам, мне трудно об этом говорить. Что касается работы комиссии, ее создание, вероятно, следовало начать сразу после изменений в стране в 2012 году. Скажу вам, что люди, которые были военными руководителями во время войны, по-прежнему занимают свои посты и воспитывают молодых офицеров. Это те люди, которые были ответственны за успешное проведение военной операции и не смогли с этим справиться. Мне трудно сказать, насколько эффективной будет эта комиссия и насколько она будет свободна от политической предвзятости», – заявил Вахтанг Капанадзе.

Аналогичные сомнения по поводу работы комиссии есть у Георгия Мучаидзе, исполнительного директора «Атлантического совета Грузии». В период с 2006 по 2009 год он занимал должность заместителя министра обороны Грузии. Мучаидзе утверждает, что процесс, который сейчас идет в парламенте и легитимность которого не признают Саломе Зурабишвили, оппозиция и значительная часть грузинской и международной общественности, не имеет ничего общего со справедливостью.

«Это попытка отвлечь внимание от процесса установления диктатуры. Если они хотели что-то расследовать за эти годы, почему они этого не сделали? Сейчас, в трудный момент, когда они делегитимированы, они решили выдумать новые темы, чтобы отвлечь внимание общества. «Грузинская мечта» пытается перенести на второй план нарушения прав человека, нарушение фундаментальных принципов демократии – что у них не получится», – сказал нам Георгий Мучаидзе.

Как заявила Тея Цулукиани на сегодняшнем заседании, обсуждение вопросов, связанных с августовской войной, начнется на следующей неделе. В пятницу, 21 февраля, будут обсуждаться вопросы выборов. Предположительно на пятничное заседание будут приглашены Зураб Чиаберашвили, Натия Могеладзе и Леван Гачечиладзе.

Зураб Чиаберашвили был председателем Центральной избирательной комиссии в марте 2004 года. Натия Могеладзе до выборов 1 октября 2012 года была главой службы финансового мониторинга партий в Государственной аудиторской службе. Леван Гачечиладзе, по словам Цулукиани, «много лет утверждал, что на президентских выборах 2008 года у него украли второй тур». Цулукиани посоветовала приглашенным сотрудничать с комиссией и не «играть с огнем».

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG