Accessibility links

Сухуми взлетает, Тбилиси молчит


Впервые за 32 года в Сухумский аэропорт в тестовом режиме приземлился гражданский самолет. В Сухуми этот момент встретили торжеством, а в Тбилиси – оглушительным молчанием. Прошло четыре дня, но официальной реакции так и не появилось. Почему в «Грузинской мечте» не спешат осудить шаг Москвы по открытию авиасообщения с Абхазией?

3 часа 50 минут – столько времени санкционированный российский лайнер потратил на путь от московского «Внуково» до аэропорта в Сухуми. Сколько времени потребуется «Грузинской мечте», чтобы прервать свое молчание, задаются вопросом грузинские пользователи в соцсетях.

  • «Почему мы не говорим об открытии аэропорта в Сухуми? Абхазские темы – не наши темы? Кто-то что-то планирует по этому поводу?»
  • «Правительство Грузии, хоть как-то заявите, что россияне открывают аэропорт Бабушара в Сухуми. Там до сих пор погребены кости наших парней, которые не упокоены. Что вы за люди, осталось ли у вас что-то святое?»

Как и предсказывали многие, после выборов в октябре 2024-го тема Абхазии и Южной Осетии исчезла из повестки дня «Грузинской мечты». Перед выборами представители власти активно обсуждали возможность возвращения самопровозглашенных регионов, а премьер-министр «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе даже называл конкретную дату, когда это может стать возможным.

«Наша грузинская мечта – жить в объединенной и сильной Грузии к 2030 году вместе с нашими абхазскими и осетинскими братьями и сестрами. Объединенная и сильная Грузия должна стать полноправным членом европейской семьи», – написал Кобахидзе на платформе Х.

Но пока все идет не по провозглашенному плану «Мечты»: аэропорт в Сухуми осуществил свой тестовый рейс и скоро будет готов к работе, в Очамчире строится военно-морская база РФ.

Заявлений от представителей грузинской власти, легитимность которой не признают пятый президент Грузии Саломе Зурабишвили, оппозиция, часть грузинского общества и международное сообщество, так и не дождались ни в день осуществления рейса, ни четыре дня спустя. Ни одна государственная структура не сделала заявлений. «Эхо Кавказа» обратилось в пресс-службу МИД Грузии с просьбой прокомментировать осуществленный в Сухуми рейс или сообщить, готовится ли реакция ведомства, но на момент написания статьи ответа так и не последовало.

Отдельные грузинские политики не стали игнорировать происходящее в Абхазии. Партия «Гахария за Грузию» опубликовала открытое заявление, в котором назвала полет Москва – Сухуми очередным грубым нарушением суверенитета и территориальной целостности Грузии. По словам политической силы, несмотря на многочисленные обращения, «незаконная передача аэропорта Сухуми России и ввод его в эксплуатацию» не вызвали никакой реакции со стороны режима Иванишвили. И этот факт «свидетельствует о масштабе угрозы, нависшей над страной».

«Суверенитет и территориальная целостность нарушаются режимом Иванишвили, который объявил стратегических партнеров страны врагами. При этом совершенно безразлично отнесся к осуществлению прямого рейса авиакомпанией оккупирующего государства в оккупированную Абхазию, не только не сделав официального заявления о защите суверенитета и территориальной целостности страны, но и не обратившись к своим западным партнерам, на усилиях которых так долго строилась политика непризнания оккупированных территорий», – говорится в заявлении политической партии.

Восстановление аэропорта, не функционировавшего более 30 лет, стартовало в 2023 году в рамках соглашения между Сухуми и Москвой. Интересно, что тендер на выполнение работ выиграла компания ООО «Инфраструктурное развитие», принадлежащая Рашиду Нургалиеву – сыну заместителя секретаря Совета безопасности РФ, бывшего министра внутренних дел Рашида Нургалиева.

Компания восстанавливает аэропорт на выгодных условиях, которые включают в себя освобождение от налога на имущество и прибыль на весь период окупаемости, который может длиться до 25 лет. Инвестиционный проект подразумевает полную реконструкцию комплекса, включая аэродром, пассажирский терминал и объекты, обеспечивающие грузопассажирские перевозки. Аэродром и терминал останутся в «государственной собственности», но будут переданы инвестору в пользование на срок до 49 лет.

За несколько дней до полета новый куратор России в Абхазии Сергей Кириенко отметил, что очень важно открыть аэропорт к 1 мая этого года. Чтобы аэропорт мог полноценно работать и принимать рейсы из разных регионов России в летний сезон, тестовый полет должен состояться в феврале. И все прошло по плану Москвы.

Несколько лет назад, когда абхазская сторона начала говорить о восстановлении аэропорта в Сухуми, МИД Грузии и Агентство гражданской авиации Грузии заявили, что международные полеты в оккупированную Абхазию невозможны. Это, по их мнению, противоречит международному праву, уставу ICAO (Международная организация гражданской авиации) и законодательству Грузии.

У Сухумского аэропорта действительно нет международной лицензии, что ограничивает его авиасообщение только с Россией. В 2019 году аэропорту был присвоен код «URAS» и он был включен в Ростовскую воздушную зону. Однако это решение не признает ICAO, которая еще в 2006 году лишила аэропорт международного статуса. Изменение кода воздушного пространства страны возможно только с согласия этой страны. Таким образом, независимо от того, какой код присвоит Сухумскому аэропорту Россия, ICAO будет считать его частью воздушного пространства Грузии.

Между тем, член «Единого национального движения» Леван Хабеишвили называет главной целью себя и своих единомышленников создание в Сухуми крупного аэропорта не только по грузинским меркам, но и европейским.

«Главная цель и задача меня и моих друзей освобождение оккупированных территорий и строительство крупнейшего аэропорта в Сухуми, который должен стать одним из крупнейших в Европе! До последнего вздоха я буду служить идее, цели, чтобы совсем скоро появились рейсы Сухуми – Париж, Сухуми – Барселона, Сухуми – Прага, Сухуми – Лондон, Сухуми – Берлин...»

Но пока реальность такова, что в Сухуми планируются рейсы из Москвы и других российских городов. Кандидат в президенты Бадра Гунба, который курировал реконструкцию аэропорта, сообщил, что с начала туристического сезона из Сухуми будет регулярно осуществляться авиасообщение с различными городами России, и эти рейсы будут выполнять российские авиакомпании. Тестовый рейс был выполнен санкционированной Россией авиакомпанией UVT Aero из московского аэропорта «Внуково».

Бадра Гунба на открытии аэропорта
Бадра Гунба на открытии аэропорта

Отсутствие реакции Тбилиси на происходящее вокруг стратегического объекта в Сухуми объясняет конфликтолог, бывший госминистр по вопросам гражданского равноправия и примирения Паата Закареишвили – он считает это осознанным выбором «Грузинской мечты». По его мнению, молчание связано с возможным участием Грузии в схеме обхода санкций Россией.

Закареишвили уверен, что открытие аэропорта в Сухуми после полномасштабной войны в Украине не случайно. Россия сталкивается с экономическими проблемами, западный мир поддерживает санкции против Москвы. Поэтому Кремлю необходимо диверсифицировать пути поступления товаров путем обхода санкций, и по мнению конфликтолога, Грузия играет одну из ключевых ролей в этом процессе.

«Через Грузию проходит значительное количество товаров, в том числе из Турции в Россию. И очевидно, что Грузия в этом процессе участвует. Не то чтобы участвует реально, но и не отрицает, четко заявляя, что не будет присоединяться к международным санкциям. На фоне этого России требуются дополнительные ресурсы. Скорее всего, есть товары, которые из Сочи надо перебрасывать на остальную территорию России. Потому и затеяли восстановление и реабилитацию Сухумского аэропорта – проекта, который раньше не существовал. Определенные товары из Турции, возможно, морем или, скорее всего, автотранспортом, будут двигаться через Грузию в сторону Абхазии. В Гальском районе построили крупный терминал. Этот терминал явно не предназначен для нужд Абхазии – за один день он способен обслужить столько машин, сколько Абхазии хватит на целый месяц. Там будет проходить 4-5 фур. Скорее всего, эти транспортные средства будут доставлять товары как в Россию, так и останавливаться в аэропорту, откуда товары будут быстро транспортироваться по воздуху, доводя их до потребителей в российских регионах».

В связи с этим, отмечает Закареишвили, Грузии невыгодно реагировать, так как это может привести к упрекам со стороны России.

«Если Грузия начнет противодействовать этому, Россия может ответить, как она умеет: «Ты что, хочешь получить деньги и при этом делать вид, что невиновен?». И скорее всего, так и будет. Конечно, Грузия сейчас находится в очень щепетильном положении».

Но важно понимать, что аэропорт для Сухуми – это не только крупный инфраструктурный проект, но и важный символ их «независимости и государственности».

«Для всего мира, для постсоветского пространства и для Грузии, в частности, для ее граждан это сигнал: «Мы развиваемся, забудьте об Абхазии». Вот, видите, у нас уже есть аэропорт, самолеты летают», – говорит конфликтолог.

По его словам, пока Тбилиси не поднимет вопрос о статусе Сухумского аэропорта, не потребует его включения в международные списки и признания юрисдикции, «этот аэропорт не существует на карте». Однако полное игнорирование со стороны Тбилиси вряд ли может быть оправдано отсутствием его международного признания.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG