Accessibility links

Старикам здесь не место


Власти приостановили выдачу пропусков на пересечении «Раздахана»
Власти приостановили выдачу пропусков на пересечении «Раздахана»

В Ленингорском районе прекратили выплачивать пенсии и социальные пособия по инвалидности тем, кто постоянно не проживает по месту прописки. Эта мера отсекает от социальных выплат большую часть получателей, проживающих в Грузии на попечении родственников. Вместе с этим власти приостановили выдачу пропусков на пересечении «Раздахана».

Перед введением санкций участковые милиционеры Ленингорского РОВД выяснили, кто из местных пенсионеров реально проживает по месту прописки, а кто выехал в Грузию. Последние попали в черные списки людей, кому отказано в получении пособий.

Жители района считают эту меру несправедливой и незаконной. Какая разница, где решила провести остаток своей жизни, например, учительница, всю жизнь работавшая в школе? Если все документы в порядке, стаж и место работы подтверждены, то кому какое дело, где пенсионеру комфортнее доживать отпущенное время?

Для примера (коль уже в Южной Осетии действует российское законодательство), Социальный фонд РФ выплачивает пенсии 318 тысячам граждан, проживающим в 136 странах мира.

По мнению местных наблюдателей, власти таким образом решили сэкономить на социалке – за счет самой незащищенной и самой бесправной части населения.

Первые перебои с выплатами пенсий начались летом, вскоре после парламентских выборов. С сентября их перестали выдавать родственникам по доверенности. Сотрудники почты, ссылаясь на строжайшие директивы начальства, требовали, чтобы за пенсиями приходили непосредственные получатели пособий.

Нововведение создало проблемы для пенсионеров, проживающих за пределами республики – не у всех есть пропуски на пересечение «Раздахана», поэтому многие уже с сентября не получали пособия.

Ежегодно в декабре пенсионеры проходили перерегистрацию в пенсионном фоне. Очевидно, чиновники таким образом проверяли, что получатель жив.

После регистрации пенсионер оформлял нотариальную доверенность на кого-то из близких – для людей преклонного возраста поездки за пособиями занятие слишком утомительное.

Но в этот раз, когда стариков снова привезли на перерегистрацию, им объявили, что получать пенсии в Южной Осетии они больше не будут, так как проживают за пределами республики.

Большая часть ленингорских стариков вынуждена была покинуть район после того, как президент Бибилов закрыл пропускные пункты на границе с Грузией в августе 2019 года.

Как заявил тогда Анатолий Бибилов, это было ответной мерой на действия грузинских властей, установивших полицейский пост на югоосетинской территории у селения Цнелис.

Во время встречи с ленингорцами Анатолий Ильич пообещал открыть пункты пропуска, если они, в свою очередь, смогут добиться, чтобы грузинские власти убрали полицейский пост.

Эти санкции имели катастрофические последствия для ленингорских сердечников и онкобольных, наблюдавшихся у тбилисских врачей, и одиноких стариков, чьи дети проживали на территории Грузии.

Впервые после 2008 года запрещен был даже вывоз экстренных больных в грузинские клиники.

Лишенные грузинских пенсий и опеки родственников старики начали голодать уже через месяц после закрытия границы, а отсутствие доступа к медицинской помощи добило их окончательно: в районе взлетела смертность, за неполные полгода скончалось около сорока пенсионов – от инсультов, инфарктов, онкозаболеваний…

В 2020 году было приято решение выдать старикам, прожившим всю жизнь в районе, югоосетинские паспорта и пенсии, но кардинально это ситуацию не изменило. Жизнь в горных деревнях тяжелая – нужно колоть дрова, чтобы отопить жилье, следить за приусадебным хозяйством и т. п.

Кроме того, здравохранение в районе существует только на бумаге. В этих условиях сезонный грипп или скачок давления превращается в игру со смертью.

Ситуацию усугубляет и тот факт, что в районе отсутствует транспортное сообщение между селами и районным центром. Из села можно выбраться только на такси – старику с пенсией в 10 тысяч рублей такие путешествия не по карману.

Пожилые люди держались за родные могилы и насиженные места до тех пор, пока их могли навещать близкие, но жить отрезанными от единственной помощи, на которую можно рассчитывать, они уже не смогли. Пожилые люди покорились судьбе и уехали к детям.

Теперь эту историю власти повернули против стариков, по сути, назначив их виновными в собственной неспособности организовать элементарный государственный сервис.

Есть у этой истории и другая сторона. За короткое время пенсионеров в республике стало значительно больше, в первую очередь, пенсионеров по инвалидности. Именно этим власти объясняют задержки с выплатами.

Местные эксперты связывают это с коррупцией. Чтобы получить инвалидность, не обязательно быть нездоровым: нужно заплатить 40 тысяч рублей и принять условие, что первые пять месяцев пособие будут забирать чиновники, организовавшие клиенту нетрудоспособность.

В Ленингорском районе, как, наверное, и во всей республике, далеко не редкость пышущие здоровьем инвалиды второй или даже первой группы. Кроме самой пенсии инвалид получает льготы при оплате коммунальных услуг и т. п., поэтому взнос в 40 тысяч рублей окупается быстро.

Таких «инвалидов» хватало и среди проживающих в Церовани. В свете последних ограничений выходит, что их кинули: взяли деньги за югоосетинский паспорт, оформление пропуска, инвалидности, полгода получали за них пособия, а потом оставили не солоно хлебавши.

Эту часть «потерпевших» жителям Ленингорского района не жалко. Они как бы на второй, темной стороне обсуждаемой истории.

Еще один момент, на который указывают ленингорские наблюдатели – власти снова приостановили выдачу пропусков.

Единого для всех правила получения документа на пересечение границы, как это было в бытность Эдуарда Кокойты, теперь не существует.

Одни получают пропуск на три месяца, другие на год, три года или даже на пять лет. Все зависит от наличия деловых связей или влиятельных родственников соискателя, а также размеров благодарности, которую готов выразить клиент за вожделенный документ. При этом последнее слово в вопросе выдачи пропуска – за депутатом парламента от Ленингорского района Зазой Дрияевым.

Формально за выдачу документа отвечает КГБ. На нем проверка лояльности претендента и т. п., но по факту «смотрящим» над пропусками президент назначил Зазу Дрияева. За ним последнее слово.

Перед выборами в парламент кандидат от партии власти пошел навстречу пожеланиям избирателей – Дрияев раздал пропуски их домочадцам, проживающим в Грузии (студентам тбилисских вузов, дочерям, вышедшим замуж и т. п.), чтобы те могли приезжать в Южную Осетию навещать родных.

Подвох мнимого благодеяния состоял в том, что документы были на три месяца, и теперь, по истечении срока действия, их больше не продлевают. Как утверждают наблюдатели, в связи с этим существует специальная установка.

Ленингорцы по этому поводу шутят: трехмесячные пропуски будут продлевать в 2027 году перед президентскими выборами.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG