«Грузинская мечта» снова завела старую песню о главном, пообещав после выборов восстановление территориальной целостности.
Впрочем, сделала она это более аккуратно, чем пару месяцев назад, когда язык премьер-министра Ираклия Кобахидзе довел его не то что до Киева, а аж до Москвы – в ответ на оптимистичные заявления о скором возвращении потерянных территорий ему предупредительно помахал пальчиком куратор грузинского направления Григорий Карасин.
Затем сурово предупредила Мария Захарова, и пока что последний в этой очереди – замминистра иностранных дел РФ Галузин. Общий смысл всех этих предупреждений был один – даже не думайте о том, что взамен на вашу самоизоляцию и ссору с Западом мы вам вернем хоть один сантиметр территории Абхазии и ЮО. Этот вопрос закрыт и обсуждению не подлежит.
Тогда «Грузинская мечта», воюющая со всем Западом под лозунгом национального суверенитета, предусмотрительно промолчала. Оно и понятно – это Вашингтону и Брюсселю можно дерзить без каких-либо последствий, а Москва в случае чего даст по шее. А мы этого не любим.
После этого прямые намеки на то, что взамен на хорошее поведение Россия обещает нам вернуть территории, закончились.
По правде говоря, сегодня уже сложно установить – откуда пошла эта байка, кто первоисточник?
Теоретически таковым можно считать зафиксированный оппозиционерами в одном из тбилисских ресторанов разговор российско-грузинского бизнесмена Давида Хидашели с крупным бонзой правящей партии Георгием Вольским. Человек говорил слишком громко, и все вокруг услышали два слова – «Абхазия» и «конфедерация», из чего был сделан вполне логичный вывод, что «Грузинская мечта» ведет с Россией переговоры о создании конфедерации с Абхазией.
То, что мечтатели пытаются монетизировать государственную измену в возвращение территорий, я слышал уже давно – мне об этом рассказал один приятель, имеющий неплохие знакомства в мечтательской среде выше среднего уровня, и один очень-очень информированный и влиятельный журналист из Азербайджана.
Хотя на самом деле никакие источники не нужны для того, чтоб понять – сейчас мечтатели усиленно бегают к своим московским кураторам со словами «Ну видите, мы же себя хорошо ведем, поссорились с Западом, похоронили европейские перспективы Грузии, ну давайте, сделайте и вы что-нибудь в ответ»…
В этой ситуации очень велик соблазн увидеть в подвыпившей болтовне Давида Хидашели глубокий смысл: вот, он вхож в Кремль и ведет от имени «Мечты» переговоры о восстановлении территоральной целостности Грузии в обмен на превращение страны в российскую губернию.
Но это вряд ли. В данном случае мы имеем чисто человеческое измерение. Упомянутый бизнесмен – не Илон Маск и не Стив Джобс. Это обычный постсоветский делец, разбогатевший на простых и бесхитростных схемах, главным образом на своих знакомствах в высоких коридорах власти. Ему кажется, что раз он с кем-то там в администрации Путина поздоровался за руку, то теперь держит бога за бороду. Потом где-то услышал слово «конфедерация», и ему показалось, что он знает все секреты мира, о которых другие понятия не имеют… Вот и предложил нации свой вариант решения проблемы, а они видишь, сволочи неблагодарные. Не оценили.
Первыми о возможности российско-грузинской сделки начали громко говорить сами абхазы – собственно говоря, весь ажиотаж на данную тему пошел от них. Такое иногда бывает: абхазы сказали, что возможно Россия нас сдаст, грузины со ссылкой на них стали говорить, что Россия возможно их сдаст, потом ссылаться перестали, и на следующем вираже теперь уже абхазы говорят о том, что, оказывается, грузины считают, что Россия может сдать Абхазию.
Главный аргумент изложил известный абхазский журналист Инал Хашиг: принятие закона об «иноагентах» настолько токсично, что это не могло быть сделано просто так, значит, взамен Россия пообещала мечтателям что-то очень крупное – а что может быть крупнее, чем восстановление территориальной целостности?
У меня нет доступа к абхазским СМИ, и я ответил через Эхо Кавказа: не ищите логики в действиях параноика. Никто мечтунам ничего не обещал, Россия не воспринимает Грузию как партнера, с которым можно о чем-то торговаться. Позиция Москвы предельно ясна: вы хорошо себя ведете, а мы взамен на это не нападаем на вас, не отбираем то, что осталось, и даем вам возможность разбогатеть. Ничего больше не ждите.
Судя по реакции отдельных абхазских комментаторов, кто-то эту статью все же прочел, но в конечном итоге мне не поверили, и моя версия о том, что причиной действий Иванишвили является не обещание со стороны России, а личные фобии и страхи, не нашла понимание в Абхазии.
Что ж, это все в прошлом, а вот нынешнее обещание мечтунов гораздо более скромное: если что, если вдруг, как-то, сама собой, чудесным образом, восстановится территориальная целостность Грузии, то нам нужно конституционное большинство в парламенте. Вам кто-то уже пообещал, у вас уже все договорено, и единственное, что вам осталось – это изменить Конституцию? Вроде нет, ничего подобного в тексте не сказано...
В Абхазии теперь снова гадают, что бы это значило. Что ж, не имея доступа к абхазским СМИ, объясняю: ключевое слово тут не «территориальная целостность», а «конституционное большинство». Они хотят победить на выборах с разгромным счетом, вот и обещают все, что в голову приходит, но при этом без всякой конкретики, так, чтоб кураторы не обиделись, сплошные общие слова за все хорошее и против всего плохого.
Ждать осталось недолго – выборы 26 октября. Если есть какая-то договоренность, то начать ее реализовывать надо уже сейчас. Понятно, что России надо будет ждать итогов выборов, но начать конкретные действия, то есть подать сигнал – голосуйте за «Мечту», и процесс будет продолжен – надо уже сейчас...
Что-то мне подсказывает: не будет ничего. Ни до выборов, ни после.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Форум