Accessibility links

Пройти Руставели


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Пятую ночь на проспекте Руставели в Тбилиси собираются тысячи людей самых разных возрастов. Город, как и вся страна, на грани взрыва. Как меняют тактику власть и протестующие?

Что, меня боитесь?

Этот вопрос, который бросила девушка бойцам спецназа, был как вызов. Она ударила ногой их кордон между щитами и вошла внутрь, исчезнув и став символом одной из протестных ночей.

С 28 ноября протестные настроения в Грузии усиливаются с каждым днем. Через 10 минут после заявления премьер-министра страны Ираклия Кобахидзе о приостановке переговоров по вступлению в ЕС до 2028 года проспект Руставели уже был заполнен людьми, которые, перезваниваясь друг с другом, спрашивали не о том, идут ли они на проспект, а сразу интересовались, по какому маршруту.

Перед парламентом собралось более сотни тысяч людей, и стало понятно, что стихийный протест вышел за пределы политических предпочтений. Решение властей оказалось неприемлемым даже для идейных избирателей «Грузинской мечты».

Манифестация была самоорганизованной, без лидеров и политических фигур, которые попытались бы ее направить: к моменту их появления площадь перед парламентом уже была заполнена.

Поначалу ничего не предвещало массового разгона. Царило скорее традиционное напряжение, обе стороны обменивались оскорблениями. Однако в отличие от масштабных весенних протестов против закона об «иноагентах», представители МВД в этот раз особенно не сдерживали себя в выражениях в адрес протестующих.

В их авангарде выстроилась патрульная полиция в стандартной униформе. Она, казалось, была настроена на спокойный и конструктивный диалог. Лица полицейских были открыты. За ними стоял спецотряд, состоящий из людей в черных балаклавах без опознавательных знаков. Именно эти люди впоследствии осуществляли насилие в отношении демонстрантов. При этом они действовали персонально, выбирая конкретных участников протеста.

«Сейчас начнется, и мы вам покажем...» – грозились бойцы спецотрядов МВД. В точечных стычках полиция использовала перцовые баллончики для усмирения протестующих. Однако вскоре это перешло в массовый разгон с применением спецсредств – водометов, перцовых спреев и слезоточивого газа. К утру силовики, уже явно усталые и раздраженные, стали агрессивнее, массово задерживали участников демонстрации и применяли явно непропорциональную к ним силу. Силовики преследовали демонстрантов, заходя даже в аптеки, где прятались участники, и избивали их.

Особую жестокость они проявляли к тем, кто пытался задокументировать происходящее – журналисты стали одной из главных мишеней. В первый день протестов пострадало около 20 представителей СМИ. Некоторым журналистам потребовалась хирургическая помощь. Одним из показательных моментов стало нападение спецназовца на корреспондента оппозиционного телеканала Formula Гурама Рогава. У журналиста зафиксирован перелом лицевых костей, а также дуги 7-го шейного позвонка. Такие действия, считают демонстранты, не были инициативой отдельных полицейских. Активисты уверены, что это был четкий приказ.

Жесткий разгон не напугал людей, а только усилил протест. На следующий день на главном проспекте столицы собралось еще больше людей. Демонстранты пытались выламывать ограждения и ворота парламента и строить баррикады из подручных средств – мусорных баков, самокатов и листовых строительных материалов. На проспекте тут и там разгорались костры.

Вторая ночь протестов стала поворотным моментом. Протестующие осознали, что без средств самообороны им не удастся эффективно противостоять силовикам. Для этого они выбрали довольно необычный способ. Праздничные фейерверки стали средством, с помощью которого демонстранты пытались помешать задержаниям. Но они были особенно жестокими. В сети появились кадры, на которых видно, как силовики после разгона избивают уже лежащих на асфальте людей, отравленных распыленным слезоточивым газом, а также другие свидетельства жестокости после задержаний. Следующим вечером, по данным Visioner, на улицы вышло уже около 200 тысяч человек. Манифестанты забрасывали здание парламента петардами, и в помещении возник небольшой пожар. Периодически камни летели и в сторону силовиков в ответ на водометы, которые, как говорят очевидцы, поливали их перцовой смесью.

Со временем методы активной самообороны протестующих трансформировались в атаки. Фейерверки стали целенаправленно запускать в сторону спецотрядов в ответ на применение водометов. Одним из ярких символов протеста стал кадр, на котором протестующий, стоящий под струей воды, направленной на него, в одиночку обстреливает фейерверками линию спецназа. Так фейерверки стали главным символом проевропейского протеста в Грузии.

Это была одна из самых массовых ночей протеста в истории современной Грузии, и ее участники выстояли до утра, несмотря на разгон с применением спецсредств: они сконцентрировались в районе Тбилисского государственного университета, ожидая утреннюю смену демонстрантов. Проправительственные медиа пытались представить протест в Тбилиси как действия «радикалов». В качестве доказательств они демонстрировали кадры, на которых протестующие собирают камни или выкапывают дорожные указатели для баррикад.

В ответ в сети распространились символы мирного сопротивления. Девушка, которая использует струю воды, направленную на нее, для ополаскивания волос. Или парень, который набирает скопившуюся у здания парламента воду в ведро и обливает ей спецназ.

Чем дольше длится протест, тем более организованным он становится. Протестующие, очевидно, распределяют между собой роли. Теперь одна группа людей отвечает за нейтрализацию слезоточивых капсул двухлитровыми бутылками с водой. Другие группы, состоящие в основном из девушек, держат наготове физраствор, чтобы оперативно оказывать помощь тем, кто стоит в первых рядах. Демонстранты начинают действовать синхронно, осознавая, что легкой целью силовиков становятся одиночки.

Чем более организованным становится протест, тем более растерянными кажутся силовики. На пятую ночь протеста стандартный метод разгона, который обычно начинался в три часа ночи, был перенесен на девять вечера. Объективных причин для такого изменения не было, так как с семи часов уже активно использовались водометы и доступ к территории парламента был практически невозможен. То есть разгон начался до того, как люди успели собраться. Усталость спецназа на пятую ночь дала протестующим возможность эффективно сопротивляться физически и успешно предотвращать задержания людей.

На этот раз полиции не удалось разогнать митинг. Протестующие впервые решили самостоятельно покинуть проспект Руставели, оставив силовиков одних, и переместились в район проспекта Чавчавадзе. Когда спецназ попытался разогнать протестующих там, те просто исчезли на их глазах. Так завершилась пятая ночь протеста.

Тбилиси больше не тот город, что был пять ночей назад, он стал серьезной ареной борьбы за будущее Грузии. И как сказал один из участников протеста, чтобы добраться до свободы (имеется в виду площадь Свободы, которую сейчас ограждают силовики), нужно пройти Руставели.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG