Как-то незаметно для всех, будто бы между прочим, в Грузии стартовала предвыборная кампания.
Партии, включая правящую, начали поездки по регионам и встречи с избирателями, на телеэкранах появилась традиционная для этого периода бесплатная телереклама политических партий, в городах развешены билборды, стены зданий усиленно обклеиваются афишами...
Их будет меньше, чем в прошлые предвыборные кампании, так как раньше приходилось отдельно рекламировать партии, отдельно – кандидатов-одномандатников, но на этих выборах будут только партийные списки. И это придает выборам особую важность и в то же время ожесточенность.
За последние лет 10 правящая партия «Грузинская мечта» ни разу не побеждала по пропорциональной системе, всегда получая примерно 46-48%, даже в самые лучшие времена, когда она дружила с Западом и не обещала избирателям установление тотальной диктатуры. Мечтатели всегда могли рассчитывать на максимально возможное количество голосов именно по одномандатным округам – а это было ни много ни мало 50% состава парламента.
На нынешних выборах такого второго шанса нет. Нет плана Б, есть только план А. Что получили в день голосования, то и получили, переиграть нет никакой возможности – ну разве что масштабными фальсификациями.
Если все-таки из-за разрозненности оппозиции удастся выгрызть большинство, то это будет очень слабенькое, хилое большинство в 1-2 человека. А они не привыкли к такому дискомфорту
Отсюда и страшная нервозность правящей партии, которая проявляет явные признаки паники – и это несмотря на их хвастовство о «невиданной и массовой поддержке со стороны населения». Судя по всему, они проводят-таки объективные социологические исследования для внутреннего потребления и видят: если проводить выборы честно, то победы не видать как своих ушей. Если все-таки из-за разрозненности оппозиции удастся выгрызть большинство, то это будет очень слабенькое, хилое большинство в 1-2 человека. А они не привыкли к такому дискомфорту, и он мечтунов откровенно страшит.
Поэтому они мечутся из стороны в сторону в попытке увеличить свой электорат. Судя по всему, они сели и все подсчитали: на какую аудиторию можно ориентироваться, где у нас свободная и нереализованная ниша? Какая часть населения то ли принципиально, то ли по природной дурости не ходит на выборы, с кем еще имеет смысл поработать?
Они поняли, что рассчитывать на симпатии проевропейски настроенного городского среднего класса не приходится – они «Мечту» ненавидят и голосовать за нее не будут никогда. Свои проевропейски настроенные у мечтунов есть – это в основном госслужащие, люди грамотные и образованные, как правило, внутренне настроенные против власти, но голосующие за нее из-за своих личных причин – зарплата, соцпакет и так далее.
Таким образом, выяснилось, что бесхозными остались 10-15% населения – ватники, лодыри, преступники, путинисты, сталинисты, агрессивная паства. Если кого-то и можно привести на выборы в дополнение к тем, кто уже ходит, так это местных люмпенов. С чем и связана лихорадочная перенастройка госпропаганды на традиционные ценности, борьбу с ЛГБТ и возвеличивание церкви.
Тем временем избирательная кампания, как уже было сказано, незаметно стартовала. Вероятно, «незаметно» потому, что мы уже и так минимум полгода находимся в состоянии предвыборной борьбы. На удивление все идет довольно-таки тихо и спокойно. Все стороны работают исключительно на своего избирателя, понимая, что все уже определились с симпатиями-антипатиями, а тот, кто в нынешней ситуации в чем-то не определился, то он уже не определится никогда.
Такое спокойствие удивляет, поскольку все мы ожидали, что предвыборная кампания откроет филиал ада на земле, однако ничего особенного не происходит. Наверное, не стоит спешить с такими оценками, так как до 26 октября полно времени, и ад может-таки спуститься в наши края, но в прежние годы накал предвыборной ненависти захватывал общественные пространства Грузии уже за 2-3 месяца до дня голосования.
На сегодняшний день нет никаких сомнений в том, что «Мечта» всячески попытается выполнить план А – то есть провести выборы максимально честно. Использовать все свои возможности, ресурсы и деньги для того, чтоб победить без явных подтасовок. Это позволит им прийти к западным союзникам с совершенно новым уровнем легитимации и попытаться хотя бы частично исправить тот бардак, которые они сами же устроили в отношениях с США и Европой.
Идет массовая чистка и давление на сотрудников, от должностей отстраняют даже тех, кто верен принципам мечтунизма, но при этом сохранил в мозгах хоть немного извилин
Для этого они пуще прежнего лютуют в бюджетном секторе – идет массовая чистка и давление на сотрудников, от должностей отстраняют даже тех, кто верен принципам мечтунизма, но при этом сохранил в мозгах хоть немного извилин и способен хоть на некое подобие собственного мнения.
Паника и суета преобладает даже в их отношениях с вроде как лояльным госсектором – видимо, и тут были проведены объективные исследования, показавшие, что лояльность админресурса – вовсе не такая неизменная данность, как это многим кажется. В бюджетной сфере в основном работают образованные люди, однозначно ориентированные на евроинтеграцию, и перспектива стать задним двориком Путина их совсем не прельщает. Недовольство в аппарате растет, и никто не знает, как это отразится на голосовании.
Озверевшие от неопределенности и паники мечтуны усилили давление на админресурс, забывая при этом, что пресловутый «ресурс» – это не абстрактная величина, а люди, которые иногда имеют собственное мнение.
В общем, пока все понятно – кто, что делает, зачем и почему.
Но есть только один вопрос, который сейчас терзает всех граждан Грузии, на который нет ответа: если сорвется план А, и «Мечта» не сможет победить чисто и красиво, то каков план Б? На что готовы мечтатели для того, что сохранить власть?
Ответа на этот вопрос нет. И это придает нервозность предвыборной кампании, которая с виду проходит спокойно.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Форум