Accessibility links

Правительственные деньги для неправительственных организаций


Бидзина Иванишвили и Ираклий Кобахидзе в парламенте (иллюстративное фото)
Бидзина Иванишвили и Ираклий Кобахидзе в парламенте (иллюстративное фото)

Парламент Грузии 80 голосами «за» принял в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в закон Грузии о грантах». Теперь предоставлять гранты и заниматься поддержкой общественных организаций смогут юридические лица публичного права, которые будут определены правительством Грузии.

Правительство обещает обеспечить общественные организации бюджетным финансированием. Изменения, предложенные «Грузинской мечтой», состоят из двух ключевых пунктов. Согласно статье 3 закона о грантах, создается новое юридическое лицо публичного права – Государственное агентство управления грантами, которое будет иметь право выдавать их неправительственным организациям. В закон добавляется норма, которая предоставляет руководителю этого нового юридического лица право не только распределять гранты, но и издавать различные юридические акты.

Как утверждают авторы документа, эти изменения ориентированы на гуманитарные цели. В этом году на эти цели предусмотрено выделение 20 миллионов лари из государственного бюджета.

Цель агентства, по словам представителей «Грузинской мечты», – поддержка общественных организаций, действующих в Грузии, путем государственного финансирования. При этом деятельность этих организаций должна соответствовать «приоритетам развития страны». В новом юридическом лице публичного права, которое будет создано в ближайшее время, планируется работа до 10 человек. Личность руководителя еще не определена.

Как указано в пояснительной записке к изменениям в «Закон о грантах», бюджетное финансирование неправительственных организаций является ответом на финансирование со стороны «иностранных акторов».

«Когда в повестке дня возник вопрос о прозрачности, мы четко увидели, что крупные неправительственные организации, занимающиеся вредительской деятельностью, сильно «буллили» маленькие организации, которые реально делают добрые дела для Грузии. Мы будем всячески поддерживать их», – заявил заместитель председателя парламентской фракции «Грузинская мечта» Леван Мачавариани.

В третьем секторе утверждают, что отношение представителей «Грузинской мечты» к неправительственным организациям, работающим в сфере верховенства закона, защиты прав человека и развития демократии, ухудшается ежемесячно. Поэтому не исключено, что для получения грантов будут отбираться только лояльные власти организации.

Впервые эту идею еще 9 сентября 2024 года высказал премьер-министр «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе, говоря об организациях, которые уже зарегистрировались в реестре агентов, «проводящих интересов иностранной силы».

«Мы приняли решение создать грантовую программу для грузинских некоммерческих организаций, которая будет полностью финансироваться за счет средств грузинских налогоплательщиков из государственного бюджета Грузии <…> Мы не боимся регистрации организаций, которые действуют на иностранное финансирование, если они не пытаются создавать политическую повестку в Грузии, не участвуют в реализации революционных планов, не подрывают религиозную идентичность страны и не занимаются ЛГБТ-пропагандой», – сказал 9 сентября прошлого года Ираклий Кобахидзе.

Юрист и правозащитник Гоги Хатиашвили отметил, что после принятия так называемого «русского закона» в соответствующей базе зарегистрировалось около 400 организаций. Хотя это лишь небольшая часть неправительственного сектора, этого достаточно для создания иллюзии демократии. «Грузинская мечта» будет сосредоточена на поддержке таких организаций.

По словам правозащитника, часть организаций, оказывающих услуги населению (например, помогающих жертвам насилия или людям с ограниченными возможностями), столкнулась с серьезными сложностями из-за прекращения финансирования от USAID.

«Грузинская мечта» воспользовалась этой ситуацией, чтобы завоевать симпатию гражданского общества, которое в случае получения помощи воздержится от критики власти. Они считают, что если ты критикуешь, то являешься деструктивной силой. В результате они создают лояльную команду и иллюзию третьего сектора», – говорит Гоги Хатиашвили.

Такого же мнения придерживаются и представители других неправительственных организаций. Например, в «Центре социальной справедливости» считают новую инициативу крайне опасной для развития Грузии. Директор программы равенства Тамта Микеладзе в разговоре с «Эхо Кавказа» отметила, что в странах, где под контролем даже судебная система, значительная часть неправительственного сектора откажется от государственного финансирования, поскольку это увеличивает риски вмешательства в деятельность той или иной организации.

«Когда вы получаете финансирование от государства, вы не можете работать над вопросами защиты прав человека, борьбы с коррупцией, разоблачения властей за их преступления», – считает Микеладзе. По ее мнению, создание государственного агентства по управлению грантами также может усилить поляризацию в обществе.

«Грузинская мечта» попытается укрепить те идеологические группы, которые способствуют гегемонии партии и неоконсервативной идеологии. Существует множество таких организаций, которые выполняют заказы режима: например, проводят идею нейтралитета Грузии, усиливая религиозный национализм и так далее. Очевидно, существуют риски финансирования ими радикальных насильственных групп на фоне того, что в предыдущие годы мы также наблюдали со стороны режима поощрение «ультраправых» и их преступлений», – заявила Микеладзе в беседе с «Эхо Кавказа».

Поправки в закон «О грантах» были приняты парламентом Грузии в срочном порядке. 18 февраля за законопроект единогласно проголосовали на первом чтении – всего за 17 минут. 19 февраля на втором чтении депутатам на это понадобилось всего 40 секунд.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG