Китай проявляет растущий интерес к инфраструктурным проектам в Грузии. По словам посла страны Чжоу Цзянь, новое сотрудничество между двумя сторонами возможно и в проекте строительства аэропорта вблизи Тбилиси. Некоторые грузинские эксперты считают этот проект авантюрным и предлагают вместо этого расширить действующий аэропорт
На прошлой неделе Минэкономики Грузии объявило Китай новым приоритетным направлением для туристического сектора. Завершены переговоры с китайской государственной авиакомпанией Air China о запуске новых рейсов в Грузию. Вслед за отменой визового режима между Грузией и КНР это событие привело к существенному росту турпотока между странами.
Ранее китайско-сингапурский консорциум China Communications Construction Company победил в тендере на строительство порта Анаклия. Власти Грузии решили возобновить проект по строительству порта в регионе Самегрело при условии, что владельцем контрольного пакета в 51% будет государство, а остальное получит частный инвестор.
Теперь в зону интересов КНР попал проект грузинского правительства по строительству новой воздушной гавани в Вазиани, в 20 километрах от действующего Тбилисского международного аэропорта. Стоимость проекта, по предварительным данным, превысит 1,26 миллиардов долларов.
«Стратегическое партнерство Китая и Грузии вывело отношения двух стран на высший в истории уровень, придав новый импульс экономическим связям. Удачное географическое положение привлекает внимание множества китайских компаний. Если будет взаимное желание, китайская сторона готова принять участие в развитии этого проекта [аэропорта в Вазиани]», – заявил на днях посол Китая в Грузии Чжоу Цзянь в эфире Общественного вещателя.
Ранее, 17 июля, на церемонии открытия нового офиса «Грузинской мечты» фактический лидер партии Бидзина Иванишвили поблагодарил Китай за «особую поддержку страны».
Так ли необходим новый аэропорт? Какой будет его рентабельность? На этот вопрос оппонентов власти в правительстве Грузии ответили, что стране жизненно необходим аэропорт, способный обслужить 19 миллионов пассажиров.
«По нашим расчетам, к 2050 году [пассажиров] может быть около 19 миллионов. Здесь я имею в виду не только туризм, но и большую мобильность граждан», – говорил министр экономики Леван Давиташвили.
На ранней стадии, по словам премьер-министра Ираклия Кобахидзе, государство рассматривало две версии: первая предполагала расширение действующего аэропорта, что обошлось бы в 900 миллионов лари – почти в 4 раза дешевле, чем строительство нового. Но по расчетам правительства, новый аэропорт должен приносить стране около 350 миллионов лари в год.
Авиационный эксперт Ясе Зауташвили считает, что 19 миллионов пассажиров – это слишком много для Тбилиси, и более рациональным решением было бы расширить старый аэропорт:
«Почему государство остановило выбор на территории Вазиани? Нам предстоит везти пассажиров на 15 километров дальше. Вместо этого следовало улучшить существующий аэропорт... В Грузии нет такой туристической инфраструктуры, чтобы принять 17-18 миллионов гостей», – говорит эксперт.
И наконец, кто оплатит строительство аэропорта?
Почти 1,3 миллиарда долларов, которые необходимы для реализации проекта, – слишком большая сумма для бюджета Грузии. К примеру, до этой суммы чуть не дотягивает общий бюджет Министерства образования.
Министр экономики Леван Давиташвили не раз заявлял, что аэропорт в Вазиани является финансово привлекательным проектом, и Союз аэропортов [государственная компания] постарается привлечь частные инвестиции, чтобы сэкономить деньги бюджета.
На сегодняшний день государство при содействии Азиатского банка развития уже объявило тендер на разработку генерального плана аэропорта. Из документации следует, что ориентировочная стоимость работ составит 700 тысяч долларов. Победитель должен быть определен до 2025 года.
У амбициозных планов власти есть и политический подтекст: в Вазиани расположена крупнейшая и хорошо оснащенная многоцелевая военная база ВС Грузии, а также здесь находится совместная тренировочная база НАТО-Грузия, что не раз становилось поводом для недовольства России.
В оппозиции считают, что этим шагом правительство пытается сделать военную базу разменной монетой в геополитическом торге, с одной стороны, с НАТО и ЕС, а с другой стороны, с Россией и Китаем.
«Закрытие военного аэропорта без предложения альтернативы является прямой отменой совместных учений с НАТО, которое вложило серьезные средства в военную сферу. Что касается передачи строительства аэропорта в руки Китая, как и порта в Анаклия, это также является геополитической ошибкой: как можно передавать стратегические объекты стране, которая является ближайшим союзником России? Также необходимо отметить, что правительство ведет дела с китайскими компаниями, которые часто находятся под санкциями и вообще плохо работают. Посмотрите на строительство участка автобана на перевале Рикоти, которое ведется уже 10 лет китайскими компаниями – ему не видно конца. Думаю, этот проект аэропорта соответствует коррупционным интересам власти, но никак не развитию страны», – заявил председатель партии «Лело» Мамука Хазарадзе, который в прошлом возглавлял «Консорциум строительства Анаклия», впоследствии аннулированный властью.
На сегодня в Грузии функционируют три международных аэропорта – в Тбилиси, Батуми и Кутаиси. Два первых находятся в ведении турецкой компании «Тав Урбан Джорджия». Согласно контракту, подписанному с государством в 2005 году, до 2027 года в радиусе 150 километров от аэропорта Тбилиси другой международный аэропорт построен быть не может. Поэтому, если строительство пойдет по плану, новый аэропорт сможет принять первых пассажиров не ранее 2028 года.
Форум