Accessibility links

Останется только «Роснефть»


Единственная югоосетинская АЗС, которая до минувшей пятницы торговала дешевле, чем «Роснефть» – это государственная «Югосетнефтепродукт»
Единственная югоосетинская АЗС, которая до минувшей пятницы торговала дешевле, чем «Роснефть» – это государственная «Югосетнефтепродукт»

Скоро останется только «Роснефть». Монополия компании на экспорт топлива в Южную Осетию привела к росту цен на ГСМ и грозит разорением местным заправщикам. Российский монополист, устанавливающий цены на ГСМ в республике, имеет возможность продавать топливо дешевле, чем конкуренты, за счет возмещения НДС с экспортируемого топлива. Местные заправщики считают, что их поставили в заведомо проигрышное положение.

С прошлой пятницы государственная заправочная станция «Югосетнефтепродукт» подняла цены на бензин марки АИ-92 с 56 до 60 рублей за литр. И это при том, что Роснефть, обладающая монопольным правом на поставки ГСМ в Южную Осетию, скинула в ноябре цены на АИ-92 с 68 000 рублей до 66 530 рублей за тонну.

В ноябре отпускная цена «Роснефти» примерно соответствует стоимости нефтепродуктов на санкт-петербургской бирже, где она варьируется вокруг отметки в 67 000 рублей за тонну. Но и эта скидка не дает возможности снизить цены на ГСМ или хотя бы оставить их на прежнем уровне.

Дело в том, что до введения монополии «Роснефти», когда заправщики могли самостоятельно закупать на бирже топливо через аффилированные фирмы, зарегистрированные на территории России, они снижали цены на ГСМ за счет возмещения 20% НДС на экспортируемый товар. Это примерно 9 рублей с литра АИ-92 в ценах прошлого года. За счет этой разницы югоосетинские заправщики торговали ГСМ на 5 рублей дешевле, чем в Северной Осетии, даже с учетом дополнительных расходов на транспортировку нефтепродуктов за двести километров через горный перевал.

Теперь этой возможности нет.

16 декабря 2023 года вышло постановление правительства России №2180, которое наделяет компанию «Роснефть» исключительным правом на осуществление экспортных поставок нефтепродуктов в Абхазию и Южную Осетию. Соответственно, и НДС возмещает «Роснефть».

Как это работает: «Роснефть» предлагает заправщикам приобрести нефтепродукты по установленной компанией цене. Местная фирма должна ответить в течение двух дней. Задержка с ответом равносильна отказу – в следующем месяце АЗС топливо не получит. Как правило, указывают заправщики, предлагаемые «Роснефтью» цены превышают биржевые.

В новых условиях наценка у югоосетинских заправщиков составляет примерно в два-три рубля за литр бензина АИ-92. С дизтопливом они уже не связываются, потому что после введения монополии эта позиция стала убыточной из-за высокой отпускной цены «Роснефти».

До ноября при ценах на бензин 68 рублей за тонну (примерно 1 370 литров) после расходов на доставку из Северной Осетии и уплаты 10% НДС в Южной Осетии себестоимость одного литра составляла примерно 57 рублей для частников.

Частные заправки продают топливо по 60 рублей. В трехрублевую наценку входят расходы на содержание заправочных станций, оплата электроэнергии, зарплата рабочих, налоги…

Местные заправщики описывают свое положение как в старом анекдоте: «За три рубля покупаем курицу, варим и продаем за те же три рубля. В чем смысл? Живем за счет бульона». Соответственно, не может быть и речи о развитии бизнеса или даже об амортизационных расходах, чтобы поддерживать оборудование в надлежащем состоянии.

В 2024 году заправки «Роснефти» торгуют дешевле, чем местные частники – по 57–58 рублей за литр АИ-92. Помимо выгодных цен у них лучше сервис, в отличие от частников они работают круглосуточно. В результате товарооборот частников упал в разы, практически все они на грани банкротства. В этом году закрылись 3 из 13 автозаправочных станций – на въезде в город со стороны Транскама, рядом со стадионом и на улице Гафеза.

Единственная югоосетинская АЗС, которая до минувшей пятницы торговала дешевле, чем «Роснефть» – это государственная «Югосетнефтепродукт» – по 56 рублей. Как полагают местные наблюдатели, торговала себе в убыток из политических соображений, чтобы «не поднимать панику среди населения». При этом заправка почти не отоваривала частников, обслуживала, как правило, только служебный автотранспорт.

Заправщики в частных беседах указывают, что уже давно подыскивают себе другое занятие – их бизнес не выживет в условиях ценовой дискриминации. Невозможно выжить, когда закупочные цены вам диктует ваш конкурент на рынке.

Цены губительные не только для местных заправщиков, но и для населения республики. Для сравнения, в Северной Осетии стоимость АИ-92 – 53 рубля за литр, дизтоплива – 60 рублей, в то время как на государственной заправке Южной Осетии его продают по 80 рублей за литр.

Эти цены ощутимо влияют на уровень жизни местного населения, чьи доходы куда скромнее, чему у северян. Все товары, за исключением сырого мяса, домашнего сыра и яблок в республике привозные. Югоосетинские торговцы затариваются на оптовых рынках Кавминвод – это 700–800 километров в оба конца. Местные жители едут на север за любой надобностью, начиная от медицинской помощи и заканчивая шопингом. Вкупе с выросшими в разы таможенными сборами после перехода «Нижнего Зарамага» на требования Таможенного союза, это привело к росту цен на товары первой необходимости. В Южной Осетии, по уверениям работников торговли, цены на продукты сегодня выше, чем в Москве – чего не скажешь об уровне жизни: «Нам как будто шепчут на ухо: пора уезжать».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG